Психолого-педагогические приёмы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе
Отношения в группе школьников.
Лидерство и руководство. Формальные и неформальные лидеры. Эффективные и неэффективные стратегии взаимодействия педагога с лидерами класса. Стили руководства. Авторитет и отношения авторитетности. Этапы формирования авторитета. Использование отношений авторитетности в работе учителя.
Социально-психологический климат в классе.
Влияние стилей лидерства и руководства на социально-психологический климат. Приемы создания и сохранения оптимального социально-психологического климата в классе. Сплоченность класса. Возможные угрозы сплоченности. Способы повышения сплоченности.
Структура класса.
Эмоциональная структура класса. Понятие группового статуса. Предпочитаемые, среднестатусные и отвергаемые школьники. Факторы, влияющие на статус в группе. «Группировки» внутри класса: их ресурсы и опасности. Особенности структуры класса у школьников различного возраста. «Большинство» в классе и проблема конформизма. Построение отношений между «большинством» и меньшинством. Приемы изучения структуры класса. Педагогическая поддержка низкостатусных школьников.
Развитие коллектива.
Векторы функционирования классного коллектива:динамика и стабильность. Возрастная специфика формирования коллектива. Оптимальные стратегии работы педагога на разных этапах развития классного коллектива. Изменение структуры класса при появлении новых учеников. Сопровождение адаптации «новенького».Коллектив класса среди других групп: проблема группового фаворитизма. Использование групповых форм работы для развития коллектива класса.