Актуальные проблемы преподавания физики в условиях реализации ФГОС: целеполагание, планирование, конструирование
Закономерности реформирования системы образования и ФГОС
В лекции раскрывается глобальный процесс изменения приоритетов в образовании и связанный с этим кризис систем образования во многих странах мира, в том числе в Российской Федерации. Показывается, что ФГОС – естественная ступень реформы образования, акцентируется внимание на его основных положениях и принятых подходах.
Новая педагогическая цель – универсальные учебные действия (УУД)
Рассмотрены универсальные учебные действия как единая система планируемых достижений обучающихся, как формируемая в процессе обучения совокупность способностей и качеств развивающейся личности. Показано, как эта система представлена в документах ФГОС ООО, даны рекомендации по её реализации через системно-деятельностный подход и учебную деятельность на уроках, в том числе физики.
Планирование результатов учащихся по-новому
Представлены подходы к планированию рабочих программ учителя с учетом требований ФГОС ООО. УУД выступают как обязательные элементы планирования. Показана связь проектной деятельности и задача формирования УУД для учителя-предметника, в том числе учителя физики.
Проектирование и конструирование занятий
Показана необходимость нового подхода к планированию занятий и каждого его элемента или этапа. Для этого предлагается переосмыслить основные правила планирования занятий и на основе старого опыта создать или использовать уже имеющиеся технологичные конструкторы уроков. Важным элементом каждого урока и всего педагогического процесса является рефлексия и оценивание полученных результатов.