Практическая психология в образовании: навигатор для педагога по взаимодействию с детьми и их родителями
Привязанность: ключ к психологическому здоровью ребенка
Потребности к привязанности, общении и любви. «Природа любви»: эксперимент Гарри Харлоу. Теория привязанности Дж. Боулби. Л. Петрановская о роли привязанности в жизни ребенка. Психологическое здоровье личности. Портрет долгожителя: исследование Джюэтта. Условия становления психологического здоровья детей. Правила личностного отношения к ребёнку. Модель баланса Н. Пезешкиана: что необходимо для гармоничной, эффективной и счастливой жизни. Упражнение «Колесо жизненных потребностей».
Мифы и правда о раннем развитии и обучении ребенка: от рождения до школы
Мифы о развитии детей (М.М. Безруких). Основные задачи дошкольного детства (Е. Патяева). Происхождение способностей: наследственность или среда? Законы развития способностей (В.С. Юркевич). Этапы превращения детских увлечений в призвание (Ю.Б. Гиппенрейтер). Признаки одаренности. Практические советы родителям по развитию потенциальных возможностей детей.
Почему такие разные: секреты темперамента и характера детей
Темперамент: основные типы и их характеристики. Темперамент и характер. Степень выраженности характера. Классификация характеров (Ю.Б. Гиппенрейтер). Учет особенностей темперамента и характера ребенка. Методы определения темперамента и характера. Рекомендации по ведению личного дневника и тетрадей саморефлексии.
Возвращение познавательной мотивации: как помочь детям полюбить учебу
Концепция выученной беспомощности и ее влияние на детей. Причины выученной беспомощности. Как внешняя мотивация (награды, поощрения) и внутренняя мотивация влияют на учебный процесс. Способы преодоления выученной беспомощности: воспитание оптимизма, обратная связь, создание ситуаций успеха, преодоление страха ошибки. Результаты научных экспериментов и исследований в данной области (М. Селигман, Д. Хирото, Роланд Фриер-мл., Грин и Леппер). Практические рекомендации по профилактике и преодолению выученной беспомощности у детей. Влияние семьи, образовательной среды и общества на мотивацию и успех учащихся. Методы оценивания уровня оптимизма и атрибутивного стиля. Техника создания коллажа силы как способа повышения уверенности и профилактики выученной беспомощности.
Учимся слышать и понимать ребенка: играем по новым правилам
Психологические приемы и техники для эффективного родительства. Техники активного слушания. Техника Я-сообщения в профилактике конфликтов. Как установить режим дня. Метод альтернативы. Семейные традиции. Приемы и техники эффективного родительства: метод присоединения; метод переключения; «мамино и папино» время; «материнский “гипноз”; «обмен ролями»; «тайм-аут» и пр. Правила дисциплины (Ю.Б. Гиппенрейтер). Как говорить о своих чувствах. Круг эмоций Р. Плутчика. Кейсы и практические упражнения для отработки навыков общения с детьми.
Тест 1
Родительское выгорание: как избежать и как справиться
Роль и ответственность родителей в воспитании детей. Понятие детского равенства: ребенок равная нам личность. Понятие родительского выгорания. Признаки и способы его преодоления. Методы снижения напряжения и стресса в родительстве. Типичные ошибки, которые совершают родители. Что такое достаточно хорошая мать и как достичь этого состояния мать (Д. Винникот). Условия минимальной заботы о себе как родителе (Л.Петрановская). Проективная техника профилактики родительского выгорания. Методы оценки рисков возникновения родительского невроза.
Без конфликтов и ссор: как наладить отношения между братьями и сестрами
Обеспечение психологической и эмоциональной поддержки старшему ребёнку при появлении нового члена семьи. Как подготовить старшего ребёнка к рождению малыша . Вертикаль и горизонталь отношений между братьями и сёстрами. Создание условий для формирования положительных отношений между братьями и сёстрами. Конкуренция и кооперация между детьми. Методы решения конфликтов и проблем между детьми (Э. Фабер, Э. Мазлиш). Эффективные способы поддерживать взаимодействие между детьми и урегулирования конфликтов. Анализ детских воспоминаний М. Цветаевой и Е. Шварца.
Страх, горе, гнев: как помочь ребенку справиться
Причины возникновения страхов у детей. Возрастная динамика страхов. Техники терапии рисованием, игрой. Кукло- и библиотерапия в профилактике страхов. Основные стадии и черты детского горя. Возможные детские реакции на утрату. Сигналы опасности. Возрастные особенности переживания утраты детьми. Частые вопросы родителей детей, потерпевших утрату. Принципы помощи в горе. Причины агрессии. Диагностические критерии агрессивности. Особенности агрессивных детей. Обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева. Игры и методические материалы для развития эмоциональной сферы. Обучение навыкам контроля и управления гневом. Аннотированный список книг по теме «Прививка от страха». Ответы на типичные вопросы детей о смерти.
Откровенные разговоры: общение с детьми о теле и сексуальной безопасности
Разговор с детьми о внешнем виде и весе. Примерные темы бесед. Как разговаривать с детьми о сексуальной безопасности. Почему нужно говорить с детьми на эту тему? Факторы, повышающие риски. Критерии оценки достоверности детских историй. Телефоны экстренной психологической помощи.
Семья в фокусе: идеи для совместного времяпровождения
Семейные традиции. Что объединяет крепкие пары? Фильмы для семейного просмотра. Игры с детьми. Настольные игры для разных возрастов. Алгоритмы создания психокоррекционных сказок. Примеры семейных традиций.