Игра: понятие, свойства, история
Урок и игра. Игра как явление культуры. Общие свойства игры. Урок как сложная многоуровневая и разноплановая игра (комплекс игр). Классификация игр и оценка игрового начала на уроках разных типов.
Логические игры и биологические задачи
Логические игры разного уровня (от парадоксов, апорий и силлогизмов до организованного спора и дебатов) и их эффективность в формировании учебных умений (в т.ч. проверяемых ЕГЭ).
Эрудиционные и экспертные игры на уроке/вне урока
Игры, в которых ведущая роль отводится эрудиции: от кроссвордов, скрэба до популярных телешоу. Рассмотрена эффективность их применения в преподавании биологии, а также трудности, с которыми можно столкнуться при их использовании в учебном процессе.
Пространственные игры: от трехмерной задачи к биологическому действу
Развитие пространственно-образного мышления: переход от схемы, чертежа, карты к реальному объекту и обратно, к моделированию процесса или явления через движение, действие с трехмерным объектом (молекулярное оригами, мини-шоу о нейронных цепочках, митозе и мейозе и др.).
Тест № 1
Коммуникация и коды. Вероятностные (азартные) игры
Коммуникация как передача информации с помощью определенных знаковых систем – основа для игр при изучении таких тем, как «Антропогенез», «ВНД», «Цитология» и др. Применение на уроках вероятностных игр (на примере настольной игры «Эволюция»).
Ролевые игры: выход за рамки себя и урока
Межпредметные проекты на основе ролевых игр. Использование нетрадиционных дидактических инструментов в ролевой игре. Рассмотрен процесс создания и проведения ролевых игр на примере сюжета, построенного вокруг экологической катастрофы на острове.
Проектно-ролевая игра-деятельность: от урока к курсу
В лекции представлена методика организации и проведения проектно-ролевой игры, разработанной и опробованной автором в разных вариантах – от отдельного урока (итоговый урок по теме «Селекция, биотехнология») до целого курса («Экология. Конструирование биосферы»).
Компьютерная игра и урок биологии
Компьютерная игра и урок биологии. Существующие обучающие компьютерные игры и тенденции их применения в европейском и американском образовании.