Top.Mail.Ru

Сложные темы ЕГЭ по биологии: практические рекомендации по подготовке к сдаче экзамена

Этот курс доступен по подписке в проекте ШЦВ в зависимости от тарифа. Если Вы участник проекта, то необходимо авторизоваться.
Учебный план
1

Клеточный и молекулярный уровень биологических систем

Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации биологических систем. Клетка как элементарная биологическая система. Типы клеточной организации про- и эукариот. Устройство геномов прокариот и эукариот. Этапы реализация генетической информации в клетке. 

Основная проблема лекции: Молекулярная структура геномов про- и эукариотических клеток. Свойства нуклеиновых кислот и белоксинтезирующей системы клетки. Принципы регуляции активности генов.

Разбор заданий ЕГЭ, включающих свойства ДНК и РНК, построение комплементарных цепей на стадии транскрипции и трансляции.

2

Обмен веществ на клеточном уровне

Понятие метаболизма клетки. Способы поступления веществ в клетку. Активный и пассивный транспорт. Виды пластического и энергетического обмена. Роль ферментов клеток, их активность в реакциях обмена веществ. Универсальные накопители энергии в клетке – АТФ и НАДФ.

Основная проблема лекции: Виды пластического и энергетического обмена, связь с клеточными структурами и особенности преобразования энергии.

Разбор заданий ЕГЭ по теме.

3

Антропогенетика

Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения генетики человека. Типы и закономерности наследования признаков у человека. Роль классических и биохимических методов в изучении наследственных признаков человека.

Основная проблема лекции: Связь генетики человека и медицинской генетики. Медико-генетическое консультирование. Возможности молекулярно-биологических методов в изучении наследственных заболеваний человека.

Разбор заданий ЕГЭ на примере использования метода родословных и цитогенетического метода в исследовании кариотипа.

4

Биология развития: проэмбриональный, эмбриональный, постэмбриональный периоды

Характеристика клеточных процессов, лежащих в основе периодов развития. Оплодотворение, дробление, гаструляция, образование тканей и органов. Вспомогательные органы развития у позвоночных.

Основная проблема лекции: Индивидуальное развитие человека, сопоставимое с развитием позвоночных животных. Генетическая регуляция развития.

Разбор заданий ЕГЭ, включающих процессы гаметогенеза, способы дробления и гаструляции. Значение временных (провизорных) органов в развитии зародыша позвоночных.  

Тест 1

5

Эволюционные теории и эволюционное учение

Краткая характеристика основных положений теории Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Закономерности макро- и микроэволюции. СНТ. Популяция как элементарная единица эволюции. Элементарные эволюционные факторы. Антропогенез и его этапы.

Основная проблема лекции: Закономерности макроэволюции – главные пути и направления эволюционного процесса, пути достижения биологического прогресса, изучаемые в школьном курсе. Два основных этапа антропогенеза – биогенез и социогенез, их значение на каждом из этапов эволюции человека.

Разбор заданий ЕГЭ .

6

Основные этапы эволюции беспозвоночных животных

Происхождение групп беспозвоночных животных, изучаемых в школьном курсе биологии. Сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриологические, биогеографические доказательства эволюции животных и их объективность. Филогенетические связи между главными таксономическими группами беспозвоночных животных. 

Основная проблема лекции: Какие эволюционные преобразования происходили с беспозвоночными животными разных таксономических групп и какие эволюционные механизмы их определяли? Филогенез систем органов беспозвоночных животных.

Разбор заданий ЕГЭ, отражающих эволюционные преобразования беспозвоночных животных.

7

Основные этапы эволюции позвоночных животных

Происхождение хордовых животных. Сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриологические, биогеографические доказательства эволюции позвоночных и их объективность. Филогенетические связи между главными таксономическими группами хордовых животных. 

Основная проблема лекции: Какие эволюционные механизмы определили главные эволюционные преобразования хордовых? Филогенез систем органов хордовых-позвоночных.

Разбор заданий ЕГЭ, отражающих эволюционные преобразования основных групп хордовых.

8

Основные этапы эволюции растений

Происхождение групп растений, изучаемых в школьном курсе биологии. Сравнительно-анатомические, палеонтологические, биогеографические доказательства эволюции растений. Филогенетические связи между группами растений. 

Основная проблема лекции: Какие эволюционные механизмы определили основные ароморфозы в эволюции растений?

Разбор заданий ЕГЭ, отражающих основные этапы эволюции растений.

Тест 2