Индивидуализация образования и тьюторское сопровождение в современной школе
Возможности индивидуализации на современном уроке
Основные идеи курса, подходы и понятия. Индивидуализация в образовании; уровни индивидуализации. Матрица анализа и конструирования образовательной практики. Четыре базовые стратегии. Основной метаприем. Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Требования к учителю и образовательной среде организации.
Организация и проведение подготовительных мероприятий
Обзор и оценка алгоритмов разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Анализ элементов педагогической деятельности. Игра «Методический светофор» (методика групповой работы). Сценарии подготовительных занятий с родителями и учениками.
Начало разработки дидактического пакета
Алгоритм разработки цикла уроков с применением матрицы управляемых образовательных выборов с обратной связью на основе действующих ФГОС и УМК. Описание образовательных результатов для выбранного цикла уроков. Выбор темы. Сбор пакета документов. Определение направленности выбранного цикла уроков. Работа по выбранным УМК и примерной программе. Составление интеллект-карты на тему «Умения и знания учеников» для выбранного цикла уроков. Формулирование единого перечня предметных образовательных результатов по выбранным урокам.
Формирование матрицы управляемых выборов
Определение основных видов деятельности. Составление интеллект-карты на тему «Образовательные ресурсы» для выбранного цикла уроков. Матрица управляемых выборов.
Сборка дидактического пакета и навигатора ученика
Структура дидактического пакета к циклу уроков с возможностью индивидуальных образовательных маршрутов. Рекомендации по подготовке недостающих материалов. Пример макета карты ресурсов.
Методика работы с дидактическим пакетом
Как организовать начало? Выбор учениками маршрута и их координация. Как «не растерять» учеников во время обучения? Как организовать оценку результатов обучения? Для чего и как проводить рефлексию?
Тест 1
Основы индивидуализации и тьюторского сопровождения в общем образовании
Философские, методологические, исторические основы индивидуализации и тьюторского сопровождения в общем образовании. Профессиональный стандарт. Тьюторский проект как «единица» разработки и управления качеством образования. Основные требования к тьюторскому проекту.
Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- задачи и структура курса;
- индивидуальный подход в образовании и принцип индивидуализации;
- философские, методологические, исторические основы индивидуализации и тьюторского сопровождения;
- основные нормативные акты;
- трудовые функции тьютора, умения и знания;
- педагогическая позиция, педагогические убеждения и установки.
Характеристики образовательной среды
Основные характеристики образовательной среды.
Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- понятие образовательной среды;
- основные характеристики;
- типы ресурсов;
- составляющие образовательной среды;
- авторский подход к диагностике образовательной среды.
Практическое занятие: диагностика основных характеристик образовательной среды.
Выявление и фиксация интересов и запросов тьюторантов
Особенности мотивационной сферы тьюторантов. Как повлиять на образовательную мотивацию «демотивированных» детей? Способы повышения познавательной мотивации.
Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- выявление образовательных запросов как этап тьюторского сопровождения;
- методы выявления интересов и запросов;
- методы актуализации интересов и запросов;
- работа с семьей тьюторанта;
- учет возраста тьюторантов.
Практическое занятие: диагностика образовательных интересов и запросов тьюторантов.
Составление личностно-ресурсных карт
Составление личностно-ресурсных карт. Место в тьюторском сопровождении. Правила составления личностно-ресурсных карт тьюторантов.
Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- личностно-ресурсные карты;
- возможности использования в работе тьютора;
- правила составления личностно-ресурсных карт;
- работа по расширению ресурсов.
Практическое занятие: составление личностно-ресурсной карты тьюторанта.
Организация образовательных проб тьюторанта
Какие бывают пробы? Варианты использования проб в работе с тьюторантом. Технологии организации проб.
Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- понятие и важность образовательных и предпрофессиональных проб;
- роль проб в профессиональном ориентировании;
- технологии и примеры организации проб в работе с тьюторантом.
Практическое занятие: организация предпрофессиональных проб.
Составление индивидуального образовательного маршрута
Практические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута. Примеры тьюторских проектов (детский сад, школа). Профессиональное развитие тьютора.
Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- индивидуальный образовательный маршрут;
- примеры тьюторских проектов;
- тьютор в образовательной организации и вне ее;
- профессиональное развитие тьютора.
Практическое занятие: составление индивидуального образовательного маршрута.