Основы индивидуализации и тьюторского сопровождения в общем образовании
Основы индивидуализации и тьюторского сопровождения в общем образовании.
Философские, методологические, исторические основы индивидуализации и тьюторского сопровождения в общем образовании. Профессиональный стандарт. Тьюторский проект как «единица» разработки и управления качеством образования. Основные требования к тьюторскому проекту.
Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- задачи и структура курса;
- индивидуальный подход в образовании и принцип индивидуализации;
- философские, методологические, исторические основы индивидуализации и тьюторского сопровождения;
- основные нормативные акты;
- трудовые функции тьютора, умения и знания;
- педагогическая позиция, педагогические убеждения и установки.
Характеристики образовательной среды.
Основные характеристики образовательной среды. Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- понятие образовательной среды;
- основные характеристики;
- типы ресурсов;
- составляющие образовательной среды;
- авторский подход к диагностике образовательной среды.
Практическое занятие: диагностика основных характеристик образовательной среды.
Выявление и фиксация интересов и запросов тьюторантов.
Особенности мотивационной сферы тьюторантов. Как повлиять на образовательную мотивацию "демотивированных" детей? Способы повышения познавательной мотивации. Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- выявление образовательных запросов как этап тьюторского сопровождения;
- методы выявления интересов и запросов;
- методы актуализации интересов и запросов;
- работа с семьей тьюторанта;
- учет возраста тьюторантов.
Практическое занятие: диагностика образовательных интересов и запросов тьюторантов.
Составление личностно-ресурсных карт.
Составление личностно-ресурсных карт. Место в тьюторском сопровождении. Правила составления ичностно-ресурсных карт тьюторантов. Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- личностно-ресурсные карты;
- возможности использования в работе тьютора;
- правила составления личностно-ресурсных карт;
- работа по расширению ресурсов.
Практическое занятие: составления личностно-ресурсной карты тьюторанта.
Организация образовательных проб тьюторанта.
Какие бывают пробы? Варианты использования проб в работе с тьюторантом. Технологии организации проб. Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- понятие и важность образовательных и предпрофессиональных проб;
- роль проб в профессиональном ориентировании;
- технологии и примеры организации проб вработе с тьюторантом.
Практическое занятие: организация предпрофессиональных проб.
Составление индивидуального образовательного маршрута.
Практические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута. Примеры тьюторских проектов (детский сад, школа). Профессиональное развитие тьютора. Основные вопросы, обсуждаемые на лекции:
- индивидуальный образовательный маршрут;
- примеры тьюторских проектов;
- тьютор в образовательной организации и вне нее;
- профессиональное развитие тьютора.
Практическое занятие: составление индивидуального образовательного маршрута.