Игровые методы и приемы развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практические рекомендации по использованию в образовательной деятельности
Значение и возможности игры в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Игра как средство развития ребенка. Актуальность использования игровых приемов в работе с детьми. Основные подходы к использованию игры. Знакомство с программой «Игротерапия развития». Практическая часть. Структура занятий, особенности формирования детской группы, организация игрового пространства. Игры, организующие детей на занятие (ритуалы приветствия и прощания, игры, обучающие ждать очереди, игры быстрого возвращения в круг и т.д.).
Игровая и познавательная мотивации как основа формирования учебной деятельности
Погружение в игровую ситуацию. Игра как средство развития познавательной мотивации у детей. Практическая часть. Игровые упражнения с использованием бланковых методов. Игровые упражнения по формированию познавательной мотивации и развитию интересов у детей.
Познавательное и речевое развитие детей с помощью игровых приемов
Особенности внимания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическая часть. Подвижные и статичные упражнения по развитию свойств внимания. Инструкции, стимулирующие познавательную активность. Интонационная выразительность в речевом развитии детей. Полифункциональность игровой среды.
Социально-коммуникативное развитие детей с помощью игровых приемов
Общение – одна из важных компетенций ребенка, формируемых через игру. Роль подвижных игр в развитии коммуникативных навыков. Практическая часть. Структура игр, позволяющая поддерживать разные виды взаимодействия: «Парные игры», «Игры в кругу», «Диалог с персонажем».
Эмоционально-волевое развитие детей с помощью игровых приемов
Установление и принятие правил игры. Регуляция уровня возбуждения детей в игровых ситуациях. Игровой самомассаж. Дыхательные упражнения. Игры, влияющие на мышечный тонус. Психогимнастика как элемент понимания своего состояния. Практическая часть. Работа с пиктограммами (знакомство с настроениями). Проблемы волевой регуляции у детей с гиперактивностью.
Развитие творческих способностей детей и самостоятельности с помощью игровых приемов
Использование подручных средств в изготовлении игрушек. Практическая часть. Игры-драматизации как средство творческого развития детей. Элементы сказкотерапии в придумывании историй с персонажами. Игры в свободной деятельности ребенка.
Тест 1
Поведенческие проблемы в обучения: рекомендации по профилактике и коррекции
Влияние уровня развития познавательных процессов на обучение. Нарушение познавательной активности и инициативы. Практическая часть. Игры на формирование концентрации и устойчивости внимания. Игры на формирование пространственного восприятия. Игровые приемы развития памяти.
Игровые приемы профилактики и коррекции детской тревожности
Причины возникновения детской тревожности. Практическая часть. Игры и упражнения для коррекции тревожности дошкольников и младших школьников. Подвижные игры, направленные на постепенное сближение со сверстниками и уменьшение страха тактильного контакта. Игры на поддержание самооценки.
Игровые приемы профилактики и коррекции агрессивного поведения
Причины агрессивного поведения детей. Конструктивные и деструктивные формы проявления агрессии в детском возрасте. Формирование чувствительности к соблюдению дистанции в общении со сверстниками. Практическая часть. Игры-дразнилки. Игровые упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
Игровые способы регуляции двигательного возбуждения (гиперактивности)
Формирование навыков самоконтроля, через регуляцию собственных действий и использование речевой инструкции. Регуляция уровня возбуждения детей в игровых ситуациях. Практическая часть. Игровой самомассаж. Дыхательные упражнения.
Игровые способы взаимодействия в работе с медлительными детьми
Особенности нервной системы медлительных детей. Игровые упражнения, развивающие быстроту реакции. Ролевое включение медлительного ребенка в игровое взаимодействие. Практическая часть. Основные правила работы с медлительным ребенком.
Игровые способы гармонизации детско-родительских отношений
Организация детско-родительской игровой группы. Подбор упражнений для установления игрового контакта. Сложности включения родителей в групповой процесс занятий. Практическая часть. Играем за столом. Совместное творчество.