Подготовка к написанию сочинений на уроках русского языка и литературы: практические рекомендации
Вводная лекция
Авторские пояснения к изменениям в экзаменационной работе (написанию сочинения) выпускников 9-х классов.
Виды сочинений на ОГЭ (Витязь на распутье, или почему я выбираю тему 9.3)
Введение. Тема 9.1. Как готовиться эффективно? Тема 9.1, или «Смысловатые оттенки». Тема 9.2. Всегда ли есть смысл в финале текста? Последовательность работы над сочинением 9.2.
Методика подготовки к сочинению 9.3
Натаскивание или интерес. Этап первый: мотивация. Мультфильм? Мультфильм. «Поэзия – моя держава, я вечный подданный ее». Фильм, фильм, фильм. Живопись. Притчи, цитаты. Личные истории. Несколько слов о комментарии. Коллекция притч и рассказов.
Аргументы и их иллюстрация
Этап второй: аргументы из прочитанного текста. Этап третий: аргументы из жизненного опыта. Прием «Мозговой штурм». Прием «Вести из прошлого». Прием «Это что-то новенькое». Пример урока: Э.-Э. Шмитт «Оскар и Розовая Дама».
Аргументы и их иллюстрация (продолжение)
Аргументы из жизненного опыта. Прием «Линейное обобщение». Прием «Домашние заготовки». Прием «Личный опыт». Подводим итоги: конструируем урок. Дидактические материалы для линейного обобщения. Конструируем урок.
Тест 1
Книга на уроках русского языка
Введение. Один текст или несколько упражнений. Использование книги на уроках повторения изученного материала.
Книга на уроках русского языка (продолжение)
Использование книги на уроках изучения нового материала и уроках закрепления изученного. Научно-популярная литература на уроках русского языка.
Книга на уроках литературы
Проблемные вопросы на уроках литературы как способ привлечь внимание к книге. Слово, деталь, символ как способы привлечения внимания к тексту. Книга на уроке в историческом контексте.
Книга вне уроков: внеклассное чтение
Книга вне уроков: внеклассное чтение. Другая литература на уроках. Книга вне уроков.