Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)
Смысловое чтение как общеучебное умение. Читательская грамотность
Введение. Чтение и грамотность в информационном обществе. Функциональная грамотность. Чтение как понимание. Смысловое чтение. Читательская грамотность как инструмент изучения качества образования в международных исследованиях.
Учебный текст как объект чтения и понимания
Учебное чтение и учебные тексты. Виды чтения. Понимание текста. Уровни понимания.
Стратегии работы с учебными текстами
Стратегии чтения. Фазы/этапы работы с текстом. Стратегии предтекстовой деятельности при работе с нехудожественными текстами.
Стратегии и приемы активного чтения нехудожественных текстов
Стратегии текстовой деятельности: чтение про себя с вопросами. Вопросы как инструменты мышления. Типы вопросов. Стратегии "вопрошания".
Тест № 1
Стратегии текстовой деятельности при работе с учебными и научными текстами
Общеучебные стратегии: основные характеристики. Общеучебная стратегия: чтение про себя с пометками. Общеучебная стратегия: "знаю -хочу знать - узнал". Общеучебная стратегия: графическая организация информации.
Стратегии просмотрового чтения. Стратегии работы с текстовой информацией и текстами разных фреймов
Научный текст: особенности, затрудняющие восприятие читателями-школьниками. Стратегии просмотрового чтения. Стратегии изучающего чтения. Стратегии работы с текстовой информацией. Стратегии чтения нехудожественных текстов разных фреймов.
Стратегии послетекстовой деятельности. От чтения к письму
"Вопрос - ответ" как стратегия послетекстовой деятельности. Компрессия текста: приемы и стратегии. Стратегия "G - S - R". Критическая оценка текста. Сочинение-рассуждение и эссе.
Таксономия Блума. Диагностическая работа по читательской грамотности
Таксономия Блума. Читательская грамотность: возможный вариант диагностической работы.