Психологические факторы школьной успешности
Общее представление о причинах школьных трудностей. Нейропсихологические факторы.
Причины школьных трудностей: нейропсихологические и психолого-педагогические.Взаимовлияние двух факторов. Нейропсихологический подход: диагностика состояния психических процессов и функций, коррекционно-развивающие занятия, профилактика трудностей учения. Условия обучения, которые оказывают существенное влияние на процесс усвоения предметных знаний учениками.
Психолого-педагогические факторы школьной успешности. Организация учебного процесса.
Ученик или учитель? В образовательном процессе задействованы как минимум два участника - учитель и ученик, и причины испытываемых ребенком трудностей могут быть в равной степени обусловлены как недостаточностью усилий ученика, так и особенностями организованного педагогом обучения. Типы учения и их связь с умственным азвитием (П.Я. Гальперин). Особенности содержания и методов преподавания, которые способствуют предупреждению школьной неуспешности. Задачи школьного обучения, или зачем учить? Психолого-педагогические требования к организации школьного обучения.
Психолого-педагогические факторы школьной успешности. Психологические особенности ученика.
Интеллектуальная пассивность. Формализм в усвоении школьных знаний. Три вида формализма в усвоении знаний. Мотивация учебной деятельности. Виды учебных мотивов. Способы формирования познавательной мотивации.
Психолого-педагогические факторы школьной успешности. Контроль за усвоением знаний. Психология педагогической оценки.
Контроль в учебном процессе и его виды. Требования к организации контроля: частота проведения, промежуточный или по конечному результату, учителем или учеником. Педагогическая оценка. За что она выставляется? Что отражает, или что не получает в ней соответствующего отражения (или получает явно недостаточно)? Отметка как фактор развития. Стимулирующая и воспитательная функция отметки. Влияние личности учителя на процесс и результат обучения. Воспитательная воодушевленность учителя Безличность преподавания как одна их причин негативного отношения к учению и как следствие – снижения успеваемости.