Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики
Системно-деятельностный подход. Теория поэтапного формирования умственных действий.
Основные понятия. Элементы физического знания и виды деятельности, связанной с ними. Теория П.Я. Гальперина поэтапного формирования умственных действий.
Обучение деятельности по «открытию» эмпирических законов.
Виды деятельности, для которых знания о физическом законе являются опорными. Организация деятельности учащихся по «открытию» закона.
Формирование понятий о физических явлениях на основе экспериментальной деятельности.
Обобщенная схема деятельности. Примеры конкретизации схемы. Организация деятельности учащихся по созданию понятия о явлении на эмпирическом уровне познания. Применение структурной схемы физического явления в других учебных ситуациях.
Формирование понятий о физических величинах на основе экспериментальной деятельности.
Различные типы физических величин. Разработка сценариев уроков с организацией деятельности учащихся по введению физических величин. Роль мотивационного этапа. Логика построения курса для организации исследовательской деятельности на уроках.
Тест 1
Формирование метапредметной деятельности: решение познавательных задач экспериментальным методом с учетом погрешностей.
Схема деятельности. Проектирование и конструирование экспериментальной установки. Обработка экспериментальных данных. Обучение определению погрешности прямых измерений.
Формирование ИКТ-компетентности учащихся и учителей при компьютерной поддержке урока физики.
Нахождение вида зависимости одной физической величины от другой. Линеаризация графика. Возможности электронных таблиц для построения графиков по результатам эксперимента. Оценка погрешности косвенных измерений.
Обучение универсальным учебным действиям: подход поэтапного формирования.
Разработка систем познавательных задач для обучения учащихся исследовательской деятельности.
Формирование метапредметной деятельности средствами эксперимента при изучении физических теорий.
Структура физической теории. Виды теорий и их изучение в школьном курсе физики. Формулирование предсказаний теории и проверочный эксперимент.