Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах
Современные подходы к написанию изложения.
Изложение как трудный жанр. Основные требования к изложению. Виды изложений. Изложение «на службе понимания». Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.
Обучение сжатому изложению (задание С1 ГИА по русскому языку).
Особенности сжатого изложения. Способы (приемы) сжатия текста. Типы заданий, направленных на сжатие текста.
Оценивание изложения.
Критерии оценивания. Виды ошибок. Анализ письменных работ учащихся.
Сочинение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА по русскому языку).
Требования к содержанию и структуре работы. Методические приемы подготовки учащихся к написанию сочинения.
Тест №1
Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку.
Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом.
Способы аргументации.
Авторская позиция. Аргументация собственного мнения: логические, психологические и иллюстративные аргументы. Разбор ученических работ. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.
Разновидности сочинений на литературную тему.
Анализ темы. Композиция сочинения. Проверка и редактирование. Распределение времени на экзамене.
Разновидности сочинений на литературную тему.
Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему.