Нарушения психического развития в детском возрасте: рекомендации по взаимодействию с обучающимися с ОВЗ
6 900 ₽
Введение в психологию развития: периодизации психического развития ребенка в норме и причины аномального развития
Понятие нормы и патологии. Критерии нормы. Основные категории детей с ОВЗ. Периодизации психического развития ребенка. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Биогенетический закон С. Холла. Периодизация развития А. Гезелла. Теория детерминации развития личности В. Штерна. Теория конфронтации З. Фрейда. Теория трех ступеней детского развития К. Бюллера. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Периоды и зоны развития. Характеристика развития в разные периоды. Новорожденность: разворачивание программы развития. Младенчество. Ранний возраст и кризис 3 лет. Дошкольное детство: психологические изменения у дошкольников. Младший школьный возраст. Подростковый период. Причины нарушений в развитии детей. Хромосомные и генные нарушения. Что можно сделать.
Этапы пренатального развития ребенка в норме: возможные нарушения
Внутриутробный период. Особенности пренатального развития. Причины врожденных нарушений. Виды врожденных нарушений. Основные проблемы натального периода. Основные данные натального периода. Шкала Апгар. Базовые рефлексы. Стигмы дизэмбриогенеза. Что можно сделать.
Компенсация аномального развития: теории компенсации
Компенсация аномального развития. Биологизаторские теории компенсации (В. Штерн, Т. Липпс). Теория сверхкомпенсации А. Адлера. Теория компенсации Л.С. Выготского. Первичный дефект и вторичные отклонения. Л.С. Выготский о сложной структуре дефекта. Нарушение слуха. Нарушение зрения. Тяжелые нарушения речи. Нарушение интеллекта. Виды и параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
Теория системной локализации психических функций
Основы теории А.Р. Лурии. Три функциональных блока мозга и их роль в обучении. Принцип динамической локализации функций. Различие между узкой локализацией и системным подходом. Сенсорная система. Виды сенсорных систем. Общие принципы конструкции сенсорных систем. Функции сенсорной системы. Слуховой анализатор. Зрительный анализатор. Подкорковые ядра. Двигательные проводящие пути. Артикуляционные органы. Система управления движениями. Сенсорная дисфункция частичная. Развитие сенсорных систем в онтогенезе.
Онлайн-тестирование
Психологические особенности умственно отсталых детей (с диагнозом олигофрения)
Из мировой истории исследования умственной отсталости. Российская история изучения интеллектуальных нарушений. Умственная отсталость и задержка психического развития как предметы изучения. Классификация умственной отсталости. Основные формы умственной отсталости. Формы олигофрении (по М.С. Певзнер). Деменция. Умственная отсталость при метаболических нарушениях и при локальных поражениях мозга. Обучение для умственно отсталого ребенка. Особенности деятельности умственно отсталого ребенка. Примеры из опыта работы. Система коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта. Программа психолого-педагогической помощи.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР). Историческая справка. Что такое ЗПР. Эпидемиология ЗПР. Классификация Г.Е. Сухаревой (этиопатогенетический принцип). Классификация М.С. Певзнер (синдромологический принцип). Классификация В.В. Ковалева (патопсихологический подход). Классификации К.С. Лебединской: ЗПР конституционального, соматогенного психогенного происхождения, ЗПР церебрально-органического генеза. Минимальная мозговая дисфункция (ММД). Парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ). Особенности психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи. Мышление и речь. Лингвистическая характеристика речи. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи. Особенности формирования личности. Практические аспекты обучения. Примеры из опыта работы. Система коррекционно-образовательных учреждений для детей с ЗПР.
Психологические особенности детей с недостатками слуха
Нейропсихологические механизмы слухового восприятия. Критические периоды формирования речевых функций. Современные классификации степени тугоухости. Когнитивные особенности детей с недостатками слуха. Специфика развития мышления без слухового контроля. Визуальная компенсация как основной адаптационный механизм. Формирование понятийного аппарата в условиях сенсорного дефицита. Пять стратегий объяснения нового материала. Технологии развития устной речи (от дактилологии до верботонального метода). Кейсы успешной инклюзии из международной практики. Результаты последних исследований ВОЗ в области сурдопедагогики. Анализ эффективности различных образовательных маршрутов. Прогностические критерии успешной социализации. Разбор видеокейсов коммуникации. Тест на понимание особенностей сенсорной депривации. Шаблоны для разработки адаптированных программ.
Психологические особенности детей с недостатками зрения
Строение зрительного анализатора. Дети с нарушениями зрения. Причины нарушений зрения. Наследственные нарушения зрения. Причины врожденных (внутриутробных) нарушений зрения. Приобретенные нарушения зрения. Определение остроты зрения. Развитие слепого ребенка.
Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Моторика. Двигательная система. Система управления движениями. Методы исследования двигательной системы. Виды двигательных нарушений. Причины и диагностика детского церебрального паралича (ДЦП). Симптомы нарушения движений. Рефлексы первого года. Формы ДЦП. Три варианта осложненного психического инфантилизма. Особенности развития восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Формы дизартрии при ДЦП. Особенности эмоционально-волевой сферы. Непедагогические методы коррекции ДЦП.
Психологические особенности детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Расстройство аутистического спектра (РАС). История вопроса. Проблема определения частоты РАС. Синдромы, ассоциированные с РАС. Версии происхождения аутизма. Этиология РАС. Известные люди с установленным аутизмом. Нейроанатомия и нейроэндокринология о РАС. Пищевое поведение детей с РАС. Диета при аутизме. Симптомы нарушений в младенческом возрасте. Патологические состояния у детей от 1 до 3 лет. Раннее развитие ребенка с РАС. Развитие в дошкольном возрасте. Особенности речевого развития. Особенности игры. Особенности поведения. Коррекционная работа.