Top.Mail.Ru
Учебный план
1

Родительство в современном мире: вызовы и возможности

Современное родительство. Готовность к родительству (А.Г. Радостева). Родительские установки и ожидания (Р.В. Овчарова). Виды родительских установок (М. и Р. Гульдинги). Типология родительских позиций (О. Коннер). Модель психологического благополучия родителей (И.В. Шаповаленко). Феномен материнства. Психологическая готовность к материнству. Отцовство. Мотивация отцовства. Сложные вопросы родительства (О.В. Решетников, О.Н. Решетникова).

2

Развитие ребенка: от трех до семи лет

Основные новообразования дошкольного возраста. Симптомы кризиса 7 лет. Психологические особенности детей: от 3 до  4 лет; от 4 до 5 лет, от 5 до 7 лет. Типы взаимодействия ребенка и родителя (А.А. Шведовская). Типы внутренней позиции ребенка (Г.Т. Хоментаускас). Проективная методика «Наше пространство».

3

Семейная среда как источник развития малыша

Жизненное пространство семьи. Типы «образовательной среды» (В.А. Ясвин). Области психологической суверенности (С.К. Нартова-Бочавер). Среда как фактор развития. Развитие познавательных процессов. Развитие мелкой и крупной моторики. Развитие эмоционально-волевой сферы: «Карты эмоций», «Поле эмоций». Мифы, касающиеся предметно-развивающей среды. Примеры игр и упражнений. Средовые послания: о чем говорит наша среда обитания.

4

Дошкольник: возрастные особенности развития и заботы

Что характерно для дошкольников, а на что стоит обратить внимание? Проблема соответствия уровня психического развития ребенка возрастной норме. Негативные тенденции личностного развития. Неорганизованность поведения ребенка. Готовность к школьному обучению. Трудности адаптации к дошкольным учреждениям. Возрастные страхи дошкольного возраста (А.И. Захаров). Сказка для храбрости. Примеры детских страхов. Примеры работы с детскими страхами.

5

Младший школьник: как помочь ребенку успешно учиться

Границы возраста. Новообразования возраста. Специфика ведущей деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности. Адаптация ребенка к школьному обучению. Особенности детско-родительских отношений на этапе младшего школьного возраста ребенка. Стиль семейного воспитания. Отношение родителей к детям: младший школьный возраст. Задачи младшего школьного возраста (по И.В. Дубровиной). Проективная методика «Незаконченные предложения».

Тест 1

6

Школьная дезадаптация: как помочь ребенку

Виды трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники. Школьная дезадаптация. Признаки и причины школьной дезадаптации. Направления профилактической помощи. Специфические трудности обучения: дислексия, дисграфия, дискалькулия. Коммуникативные трудности в отношениях со сверстниками, учителями, родителями. Создание предметно-развивающей среды младшего школьника в домашних условиях. Возможности развития образовательной среды. Проективная техника «Дерево с человечками». 

7

Основные задачи развития подросткового возраста: путь к самостоятельности

Границы подросткового возраста. Подходы к изучению подросткового возраста. Центральные новообразования подросткового возраста. Ведущая деятельность. Мышление и речь подростка. Важнейшие задачи подросткового возраста. Формирование половой и гендерной идентичности.  Особенности общения в подростковом возрасте. Структура социальной компетенции подростка. Подростки и родители: детско-родительские отношения в подростковом возрасте. Анализ существующих отношений между родителями и детьми: проективная техника «Наше пространство».

8

Создание развивающей среды: ключевые компетенции родителей подростков

Развивающая среда для подростка. Психологические компетенции родителей подростков. Стили родительского поведения. Стиль родительского поведения и межличностные отношения подростков со сверстниками. Стили семейного воспитания (Д.Н. Исаев). Типы негармоничного воспитания подростков. Феноменология детско-родительских отношений. Требования к подростку. Техники дисциплинирования. Опросник «Стратегии семейного воспитания» (С. Степанова, М. Битянова).

9

Подростковые перипетии: признаки кризиса и способы преодоления

Признаки подросткового кризиса. Формы кризисов развития в период взросления (Х. Ремшмидт). Трудности общения в подростковом возрасте (Л.А. Поварницына). Преодоление трудностей в общении (Е.В. Куфтяк). Трудности подросткового возраста (Ю.А. Попов). Признаки дезадаптации (средняя и старшая школа). Валидация чувств. Признаки эмоциональной валидации. Техники валидация чувств. Маркеры суицидального риска (В.В. Пантелеева). Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).

10

Забота о себе: как избежать выгорания и сохранить жизнестойкость

Что такое родительское выгорание. Эмоциональное  выгорание (Х.Дж. Фрейденберг). Кто «выгорает» чаще всего? Синдром родительского выгорания: основные стадии. Направления работы по профилактике выгорания. Модель жизнестойкости (С. Мадди). Механизмы жизнестойкости. Полезные психологические привычки. Упражнение «Медные трубы».

Тест 2

Итоговая работа по курсу