Психология детства в образовательной практике: ключевые навыки для педагогов
Родительство в современном мире: вызовы и возможности
Современное родительство. Готовность к родительству (А.Г. Радостева). Родительские установки и ожидания (Р.В. Овчарова). Виды родительских установок (М. и Р. Гульдинги). Типология родительских позиций (О. Коннер). Модель психологического благополучия родителей (И.В. Шаповаленко). Феномен материнства. Психологическая готовность к материнству. Отцовство. Мотивация отцовства. Сложные вопросы родительства (О.В. Решетников, О.Н. Решетникова).
Развитие ребенка: от трех до семи лет
Основные новообразования дошкольного возраста. Симптомы кризиса 7 лет. Психологические особенности детей: от 3 до 4 лет; от 4 до 5 лет, от 5 до 7 лет. Типы взаимодействия ребенка и родителя (А.А. Шведовская). Типы внутренней позиции ребенка (Г.Т. Хоментаускас). Проективная методика «Наше пространство».
Семейная среда как источник развития малыша
Жизненное пространство семьи. Типы «образовательной среды» (В.А. Ясвин). Области психологической суверенности (С.К. Нартова-Бочавер). Среда как фактор развития. Развитие познавательных процессов. Развитие мелкой и крупной моторики. Развитие эмоционально-волевой сферы: «Карты эмоций», «Поле эмоций». Мифы, касающиеся предметно-развивающей среды. Примеры игр и упражнений. Средовые послания: о чем говорит наша среда обитания.
Дошкольник: возрастные особенности развития и заботы
Что характерно для дошкольников, а на что стоит обратить внимание? Проблема соответствия уровня психического развития ребенка возрастной норме. Негативные тенденции личностного развития. Неорганизованность поведения ребенка. Готовность к школьному обучению. Трудности адаптации к дошкольным учреждениям. Возрастные страхи дошкольного возраста (А.И. Захаров). Сказка для храбрости. Примеры детских страхов. Примеры работы с детскими страхами.
Младший школьник: как помочь ребенку успешно учиться
Границы возраста. Новообразования возраста. Специфика ведущей деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности. Адаптация ребенка к школьному обучению. Особенности детско-родительских отношений на этапе младшего школьного возраста ребенка. Стиль семейного воспитания. Отношение родителей к детям: младший школьный возраст. Задачи младшего школьного возраста (по И.В. Дубровиной). Проективная методика «Незаконченные предложения».
Тест 1
Школьная дезадаптация: как помочь ребенку
Виды трудностей, с которыми сталкиваются младшие школьники. Школьная дезадаптация. Признаки и причины школьной дезадаптации. Направления профилактической помощи. Специфические трудности обучения: дислексия, дисграфия, дискалькулия. Коммуникативные трудности в отношениях со сверстниками, учителями, родителями. Создание предметно-развивающей среды младшего школьника в домашних условиях. Возможности развития образовательной среды. Проективная техника «Дерево с человечками».
Основные задачи развития подросткового возраста: путь к самостоятельности
Границы подросткового возраста. Подходы к изучению подросткового возраста. Центральные новообразования подросткового возраста. Ведущая деятельность. Мышление и речь подростка. Важнейшие задачи подросткового возраста. Формирование половой и гендерной идентичности. Особенности общения в подростковом возрасте. Структура социальной компетенции подростка. Подростки и родители: детско-родительские отношения в подростковом возрасте. Анализ существующих отношений между родителями и детьми: проективная техника «Наше пространство».
Создание развивающей среды: ключевые компетенции родителей подростков
Развивающая среда для подростка. Психологические компетенции родителей подростков. Стили родительского поведения. Стиль родительского поведения и межличностные отношения подростков со сверстниками. Стили семейного воспитания (Д.Н. Исаев). Типы негармоничного воспитания подростков. Феноменология детско-родительских отношений. Требования к подростку. Техники дисциплинирования. Опросник «Стратегии семейного воспитания» (С. Степанова, М. Битянова).
Подростковые перипетии: признаки кризиса и способы преодоления
Признаки подросткового кризиса. Формы кризисов развития в период взросления (Х. Ремшмидт). Трудности общения в подростковом возрасте (Л.А. Поварницына). Преодоление трудностей в общении (Е.В. Куфтяк). Трудности подросткового возраста (Ю.А. Попов). Признаки дезадаптации (средняя и старшая школа). Валидация чувств. Признаки эмоциональной валидации. Техники валидация чувств. Маркеры суицидального риска (В.В. Пантелеева). Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).
Забота о себе: как избежать выгорания и сохранить жизнестойкость
Что такое родительское выгорание. Эмоциональное выгорание (Х.Дж. Фрейденберг). Кто «выгорает» чаще всего? Синдром родительского выгорания: основные стадии. Направления работы по профилактике выгорания. Модель жизнестойкости (С. Мадди). Механизмы жизнестойкости. Полезные психологические привычки. Упражнение «Медные трубы».