Top.Mail.Ru
Аудитория:
Тема:

Технологии взаимодействия с детьми и подростками с трудностями в обучении и развитии

Главное

Срок освоения 144 часа
Дистанционное обучение
Курс содержит видеоматериалы
Срок прохождения курса: от 3 недель до 6 месяцев с момента оплаты.
Авторы курса
детский и семейный психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный монтессори-педагог
логопед высшей категории, преподаватель МГПУ, ИСОиКР, учитель-логопед школы №1321 «Ковчег»
практикующий психолог, магистр МГППУ, художник, учитель рисования со стажем более 7 лет, журналист, автор стихов и сказок
кандидат психологических наук, доцент
магистр психологии, клинический и детский нейропсихолог
учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ г. Москвы Школы № 717, лауреат премии «Грант Москвы» в области образования-2011, ветеран труда, автор статей и методических разработок в области обучения и воспитания детей с ОВЗ, более 20 лет специализируется на работе с детьми с РАС и ДЦП

О курсе

Курс рассчитан на 144 академических часа:

  • контактная работа — 72 академических часа
  • самостоятельная работа — 72 академических часа

Кем вы сможете работать

  • Педагог
  • Специалист в области воспитания
  • Педагог-психолог
  • Педагог дополнительного образования

Чему вы научитесь

  • Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
  • Использовать современные подходы к пониманию причин возникновения школьных трудностей и методам их профилактики и коррекции
  • Определять трудности начального этапа обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия и др.), применять методы их профилактики и коррекции как в урочной, так и во внеурочной деятельности
  • Выявлять обучающихся с признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности); использовать методы и приемы для профилактики возможных причин адаптации к условиям учебной деятельности
  • Выявлять обучающихся с признаками РАС (расстройства аутистического спектра); создавать условия для их включения в образовательный процесс
  • Оказывать помощь в обучении и социализации медлительным, застенчивым и тревожным детям; применять методы их психолого-педагогической поддержки
  • Использовать эффективные методы взаимодействия с агрессивными и «неуправляемыми» школьниками и поддержания дисциплины в классе
  • Разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с признаками ранней одаренности

Краткая информация о курсе

Установочная конференция

  • Цели и задачи программы
  • Системно-деятельностный подход как основа современных ФГОС

Раздел 1. Трудности в обучении детей младшего школьного возраста: эффективные методы работы по их диагностике и преодолению в работе учителя

  1. Современные подходы к пониманию причин возникновения школьных трудностей
    • Основные подходы к проблеме трудностей в обучении
    • История вопроса
    • Как работает наш мозг
    • Типологии учебных проблем
  2. Дислексия и дисграфия: как определить и что делать
    • Дислексия и дисграфия: основные причины возникновения
    • Способы диагностики
    • Методы работы по профилактике и коррекции дислексии и дисграфии на уроке и во внеурочной деятельности
  3. Виды нарушений языкового развития школьников
    • Нарушения, связанные с развитием языка и речи
    • Нарушение понимания прочитанного
    • Общие языковые нарушения, причины возникновения и способы диагностики
    • Методы работы по профилактике и коррекции нарушений языкового развития школьников на уроке и во внеурочной деятельности
  4. Дискалькулия: как определить и что делать
    • Дискалькулия: основные причины возникновения и способы диагностики
    • Методы работы по профилактике и коррекции дискалькулии на уроке и во внеурочной деятельности
  5. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): как определить и что делать
    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности: основные причины возникновения и способы диагностики
    • Методы работы по профилактике и коррекции на уроке и во внеурочной деятельности
  6. Расстройства аутистического спектра (РАС): как определить и что делать
    • Расстройства аутистического спектра: основные причины возникновения и способы диагностики
    • Методы работы по профилактике и коррекции на уроке и во внеурочной деятельности

Онлайн-тестирование

Раздел 2. Организация образовательного пространства в инклюзивном классе: адаптация детей с РАС

  1. С чего начать обучение в классе ребенка с РАС и другими нарушениями развития. Формируем учебное поведение в классе
    • Обучение в классе ребенка с РАС и другими нарушениями развития: кто может учиться в инклюзивном классе; сколько учеников может быть
    • Нормы для ресурсного класса
    • Организация учебного пространства в автономном классе
    • Коррекционная работа для развития учебной мотивации
    • Организация тьюторского сопровождения
    • Формирование учебного поведения
    • Адаптация методической программы
    • Задачи учителя
  2. Как научить учиться ребенка с РАС и другими нарушениями развития. Приемы и методы обучения письму
    • Отличия программы АООП 8.2
    • Задачи, которые ставит перед собой учитель, работая по этой программе
    • Основные приемы безошибочного обучения
    • Мотивация ребенка к выполнению заданий
    • Контакт с родителями
    • Визуализация распорядка дня
    • Организация сенсорной комнаты
    • Методика обучения письму Т.Ф. Воронской
    • Обучение письму детей с РАС и другими нарушениями развития
    • Дополнительные развивающие предметы на уроке
  3. Приемы и методы обучения чтению. Обучение работе с текстом
    • Связь обучения чтению с письмом
    • Эффективность интегрированного урока
    • Адаптация учебных материалов
    • Формирование интереса к обучению чтению
    • Техника чтения ребенка с РАС
    • Тексты для начала работы с детьми с РАС и другими нарушениями развития
    • Задачи при чтении коротких текстов
    • Виды работ с коротким текстом
    • Примеры последовательных заданий к одному тексту
  4. Учим решать задачи. Методы и приемы обучения детей с РАС и другими нарушениями развития в 5-м классе
    • Математическое мышление
    • Навыки, необходимые для формирования математических способностей
    • Как учить решать задачи разной сложности: решение задач на нахождение остатка/суммы, задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц, решение задач в 2 действия, задачи на последовательность действий
    • Требования к предметным результатам
    • Трудности, с которыми сталкиваются дети с РАС и другими нарушениями развития в освоении учебной дисциплины «Русский язык» за 5-й класс
    • Как добиться планируемых результатов
  5. Организация развивающей инклюзивной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве
    • Успешная инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное пространство
    • Организация развивающей среды
    • Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
    • Особенности общения с ребенком с ОВЗ
    • Развитие в инклюзивной группе
    • Помощь ребенку с ОВЗ
    • Рабочее место: практическое руководство
    • Приемы включения детей в общий учебно-развивающий процесс
    • Двигательный праксис: удержание и переключение поз
    • Упражнения на развитие мелкой моторики
    • Ритмы и смыслы (подвижность рук)
  6. Дети с расстройствами аутистического спектра: развитие, обучение, инклюзия и социальная адаптация
    • Как помочь ребенку с аутизмом научиться общаться
    • Как помочь ребенку с РАС пользоваться речью как средством общения
    • Какие особенности детей с РАС нужно учитывать при включении их в инклюзивный класс
    • Какие стратегии применять для успешного взаимодействия с ребенком, имеющим РАС
    • Индивидуальные особенности детей с РАС: сенсорные, когнитивные, коммуникативные
    • Диагностика коммуникативных навыков и речевых способностей
    • Особенности развития речи при аутизме и работа с ними
  7. Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС и другими особенностями развития
    • Механизм искажения речи при РАС
    • Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
    • Функции альтернативной и поддерживающей коммуникации
    • Этапы развития интереса ребенка к миру
    • Этапы работы по развитию коммуникации
  8. Проведение уроков социально-бытовой ориентировки для детей с РАС
    • Социально-бытовая ориентировка в начальной школе
    • Самообслуживание в гардеробе
    • Самостоятельное мытье рук
    • Завязывание шнурков
    • Безопасность на кухне
    • Раздел кулинарии
    • Самообслуживание на кухне

Онлайн-тестирование

Раздел 3. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

  1. Дефицит внимания у школьника: от нормы до диагноза СДВГ
    • Дефицит внимания как основная причина школьной неуспешности
    • Распространенность СДВГ в школах России и мира
    • Многомерность феномена СДВГ и критерии диагностики
    • Дети с СДВГ: помеха ведению урока, хулиганы и школьные парии
    • Подготовка студентов педвузов и учителей к работе с СДВГ
  2. Родственные диагнозы, разновидности СДВГ и различия в подходе
    • Виды СДВГ, разграничения диагнозов
    • Особый подход учителей к каждому из подвидов СДВГ
    • Синдромы поведенческих нарушений и оппозиционного поведения обучающихся
    • Причины психологических и неврологических нарушений
    • Эффективные педагогические приемы: что делать учителям и что делать родителям
    • Что могут специалисты? К кому обращаться и какой помощи можно ожидать?
  3. Рекомендации школьных систем различных стран по комплексной адаптации детей с СДВГ и результативность предлагаемых методов воздействия
    • Методы педагогического воздействия на обучающихся с СДВГ
    • Принципы и методы коррекции
    • Организация и упорядочивание образа жизни обучающихся в соответствии с требованиями заболевания
    • В каком возрасте и при каких признаках нужно обращаться за профессиональной помощью?
    • Плюсы и минусы перехода на домашнее обучение
    • Ожидаемые жизненные траектории обучающихся с СДВГ
  4. Навыки произвольного внимания (занятия, игры, упражнения, педагогические приемы)
    • Организации домашней и школьной жизни ребенка с СДВГ
    • Эффективность игровых и спортивных занятий, развивающих способность к планированию и контролю собственных действий, произвольному удержанию внимания
    • Коррекционные занятия по социальной адаптации, развитию навыков общения со сверстниками и старшими
  5. Проявления, диагностика, причины СДВГ. Теория привязанности: организационная помощь ребенку с СДВГ
    • Характерные особенности детей с СДВГ
    • Причины появления данного заболевания
    • Признаки нарушения: как можно заподозрить СДВГ
    • Возрастные особенности проявления СДВГ
    • Первая помощь себе и ребенку. Теория привязанности: возможности использования в работе с детьми с СДВГ
    • Методы и приемы организации взаимодействия с детьми с СДВГ
    • Оценка стратегий воспитания
    • Что делать, чтобы ребенок вас «услышал»
  6. Применение сказкотерапии для коррекции поведения детей с СДВГ. Управление поведением ребенка с СДВГ с помощью жетонного метода
    • Сказкотерапия в работе с детьми с СДВГ
    • Сказка про розового зайца и ее терапевтический эффект
    • Алгоритмы сочинения сказок
    • Модели и принципы для создания терапевтической сказки
    • Способы поощрения детей с СДВГ
    • Принципы поведенческой психотерапии
    • Жетонная система и как ее внедрить
    • Санкции и какими они могут быть

Онлайн-тестирование

Итоговая конференция

  • Подведение итогов реализации образовательной программы
  • Современные направления воспитательной деятельности в системе образования

Итоговая аттестация

Формат – практическая работа