Аудитория:
Тема:
Авторы курса:
Белоусова Варвара Александровна, Безингер Анна Андреевна, Леонова Ирина Владиславовна, Мосина Марина Анатольевна, Владимирский Михаил Германович, Жерикова Любовь Николаевна
Технологии взаимодействия с детьми и подростками с трудностями в обучении и развитии
Главное
Срок освоения 144 часа
Дистанционное обучение
Курс содержит видеоматериалы
Срок прохождения курса:
от 3 недель до 6 месяцев с момента оплаты.
Авторы курса
клинический психолог
детский и семейный психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, сертифицированный монтессори-педагог
логопед высшей категории, преподаватель МГПУ, ИСОиКР, учитель-логопед школы №1321 «Ковчег»
практикующий психолог, магистр МГППУ, художник, учитель рисования со стажем более 7 лет, журналист, автор стихов и сказок
магистр психологии, клинический и детский нейропсихолог
учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ г. Москвы Школы № 717, лауреат премии «Грант Москвы» в области образования-2011, ветеран труда, автор статей и методических разработок в области обучения и воспитания детей с ОВЗ, более 20 лет специализируется на работе с детьми с РАС и ДЦП
О курсе
Курс рассчитан на 144 академических часа:
- контактная работа — 72 академических часа
- самостоятельная работа — 72 академических часа
Кем вы сможете работать
- Педагог
- Специалист в области воспитания
- Педагог-психолог
- Педагог дополнительного образования
Чему вы научитесь
- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
- Использовать современные подходы к пониманию причин возникновения школьных трудностей и методам их профилактики и коррекции
- Определять трудности начального этапа обучения (дислексия, дисграфия, дискалькулия и др.), применять методы их профилактики и коррекции как в урочной, так и во внеурочной деятельности
- Выявлять обучающихся с признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности); использовать методы и приемы для профилактики возможных причин адаптации к условиям учебной деятельности
- Выявлять обучающихся с признаками РАС (расстройства аутистического спектра); создавать условия для их включения в образовательный процесс
- Оказывать помощь в обучении и социализации медлительным, застенчивым и тревожным детям; применять методы их психолого-педагогической поддержки
- Использовать эффективные методы взаимодействия с агрессивными и «неуправляемыми» школьниками и поддержания дисциплины в классе
- Разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с признаками ранней одаренности
Краткая информация о курсе
Установочная конференция
- Цели и задачи программы
- Системно-деятельностный подход как основа современных ФГОС
Раздел 1. Трудности в обучении детей младшего школьного возраста: эффективные методы работы по их диагностике и преодолению в работе учителя
- Современные подходы к пониманию причин возникновения школьных трудностей
- Основные подходы к проблеме трудностей в обучении
- История вопроса
- Как работает наш мозг
- Типологии учебных проблем
- Дислексия и дисграфия: как определить и что делать
- Дислексия и дисграфия: основные причины возникновения
- Способы диагностики
- Методы работы по профилактике и коррекции дислексии и дисграфии на уроке и во внеурочной деятельности
- Виды нарушений языкового развития школьников
- Нарушения, связанные с развитием языка и речи
- Нарушение понимания прочитанного
- Общие языковые нарушения, причины возникновения и способы диагностики
- Методы работы по профилактике и коррекции нарушений языкового развития школьников на уроке и во внеурочной деятельности
- Дискалькулия: как определить и что делать
- Дискалькулия: основные причины возникновения и способы диагностики
- Методы работы по профилактике и коррекции дискалькулии на уроке и во внеурочной деятельности
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): как определить и что делать
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности: основные причины возникновения и способы диагностики
- Методы работы по профилактике и коррекции на уроке и во внеурочной деятельности
- Расстройства аутистического спектра (РАС): как определить и что делать
- Расстройства аутистического спектра: основные причины возникновения и способы диагностики
- Методы работы по профилактике и коррекции на уроке и во внеурочной деятельности
Онлайн-тестирование
Раздел 2. Организация образовательного пространства в инклюзивном классе: адаптация детей с РАС
- С чего начать обучение в классе ребенка с РАС и другими нарушениями развития. Формируем учебное поведение в классе
- Обучение в классе ребенка с РАС и другими нарушениями развития: кто может учиться в инклюзивном классе; сколько учеников может быть
- Нормы для ресурсного класса
- Организация учебного пространства в автономном классе
- Коррекционная работа для развития учебной мотивации
- Организация тьюторского сопровождения
- Формирование учебного поведения
- Адаптация методической программы
- Задачи учителя
- Как научить учиться ребенка с РАС и другими нарушениями развития. Приемы и методы обучения письму
- Отличия программы АООП 8.2
- Задачи, которые ставит перед собой учитель, работая по этой программе
- Основные приемы безошибочного обучения
- Мотивация ребенка к выполнению заданий
- Контакт с родителями
- Визуализация распорядка дня
- Организация сенсорной комнаты
- Методика обучения письму Т.Ф. Воронской
- Обучение письму детей с РАС и другими нарушениями развития
- Дополнительные развивающие предметы на уроке
- Приемы и методы обучения чтению. Обучение работе с текстом
- Связь обучения чтению с письмом
- Эффективность интегрированного урока
- Адаптация учебных материалов
- Формирование интереса к обучению чтению
- Техника чтения ребенка с РАС
- Тексты для начала работы с детьми с РАС и другими нарушениями развития
- Задачи при чтении коротких текстов
- Виды работ с коротким текстом
- Примеры последовательных заданий к одному тексту
- Учим решать задачи. Методы и приемы обучения детей с РАС и другими нарушениями развития в 5-м классе
- Математическое мышление
- Навыки, необходимые для формирования математических способностей
- Как учить решать задачи разной сложности: решение задач на нахождение остатка/суммы, задачи на увеличение/уменьшение на несколько единиц, решение задач в 2 действия, задачи на последовательность действий
- Требования к предметным результатам
- Трудности, с которыми сталкиваются дети с РАС и другими нарушениями развития в освоении учебной дисциплины «Русский язык» за 5-й класс
- Как добиться планируемых результатов
- Организация развивающей инклюзивной среды для детей с ОВЗ в образовательном пространстве
- Успешная инклюзия ребенка с ОВЗ в образовательное пространство
- Организация развивающей среды
- Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
- Особенности общения с ребенком с ОВЗ
- Развитие в инклюзивной группе
- Помощь ребенку с ОВЗ
- Рабочее место: практическое руководство
- Приемы включения детей в общий учебно-развивающий процесс
- Двигательный праксис: удержание и переключение поз
- Упражнения на развитие мелкой моторики
- Ритмы и смыслы (подвижность рук)
- Дети с расстройствами аутистического спектра: развитие, обучение, инклюзия и социальная адаптация
- Как помочь ребенку с аутизмом научиться общаться
- Как помочь ребенку с РАС пользоваться речью как средством общения
- Какие особенности детей с РАС нужно учитывать при включении их в инклюзивный класс
- Какие стратегии применять для успешного взаимодействия с ребенком, имеющим РАС
- Индивидуальные особенности детей с РАС: сенсорные, когнитивные, коммуникативные
- Диагностика коммуникативных навыков и речевых способностей
- Особенности развития речи при аутизме и работа с ними
- Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС и другими особенностями развития
- Механизм искажения речи при РАС
- Альтернативные и поддерживающие средства коммуникации (АДК)
- Функции альтернативной и поддерживающей коммуникации
- Этапы развития интереса ребенка к миру
- Этапы работы по развитию коммуникации
- Проведение уроков социально-бытовой ориентировки для детей с РАС
- Социально-бытовая ориентировка в начальной школе
- Самообслуживание в гардеробе
- Самостоятельное мытье рук
- Завязывание шнурков
- Безопасность на кухне
- Раздел кулинарии
- Самообслуживание на кухне
Онлайн-тестирование
Раздел 3. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
- Дефицит внимания у школьника: от нормы до диагноза СДВГ
- Дефицит внимания как основная причина школьной неуспешности
- Распространенность СДВГ в школах России и мира
- Многомерность феномена СДВГ и критерии диагностики
- Дети с СДВГ: помеха ведению урока, хулиганы и школьные парии
- Подготовка студентов педвузов и учителей к работе с СДВГ
- Родственные диагнозы, разновидности СДВГ и различия в подходе
- Виды СДВГ, разграничения диагнозов
- Особый подход учителей к каждому из подвидов СДВГ
- Синдромы поведенческих нарушений и оппозиционного поведения обучающихся
- Причины психологических и неврологических нарушений
- Эффективные педагогические приемы: что делать учителям и что делать родителям
- Что могут специалисты? К кому обращаться и какой помощи можно ожидать?
- Рекомендации школьных систем различных стран по комплексной адаптации детей с СДВГ и результативность предлагаемых методов воздействия
- Методы педагогического воздействия на обучающихся с СДВГ
- Принципы и методы коррекции
- Организация и упорядочивание образа жизни обучающихся в соответствии с требованиями заболевания
- В каком возрасте и при каких признаках нужно обращаться за профессиональной помощью?
- Плюсы и минусы перехода на домашнее обучение
- Ожидаемые жизненные траектории обучающихся с СДВГ
- Навыки произвольного внимания (занятия, игры, упражнения, педагогические приемы)
- Организации домашней и школьной жизни ребенка с СДВГ
- Эффективность игровых и спортивных занятий, развивающих способность к планированию и контролю собственных действий, произвольному удержанию внимания
- Коррекционные занятия по социальной адаптации, развитию навыков общения со сверстниками и старшими
- Проявления, диагностика, причины СДВГ. Теория привязанности: организационная помощь ребенку с СДВГ
- Характерные особенности детей с СДВГ
- Причины появления данного заболевания
- Признаки нарушения: как можно заподозрить СДВГ
- Возрастные особенности проявления СДВГ
- Первая помощь себе и ребенку. Теория привязанности: возможности использования в работе с детьми с СДВГ
- Методы и приемы организации взаимодействия с детьми с СДВГ
- Оценка стратегий воспитания
- Что делать, чтобы ребенок вас «услышал»
- Применение сказкотерапии для коррекции поведения детей с СДВГ. Управление поведением ребенка с СДВГ с помощью жетонного метода
- Сказкотерапия в работе с детьми с СДВГ
- Сказка про розового зайца и ее терапевтический эффект
- Алгоритмы сочинения сказок
- Модели и принципы для создания терапевтической сказки
- Способы поощрения детей с СДВГ
- Принципы поведенческой психотерапии
- Жетонная система и как ее внедрить
- Санкции и какими они могут быть
Онлайн-тестирование
Итоговая конференция
- Подведение итогов реализации образовательной программы
- Современные направления воспитательной деятельности в системе образования
Итоговая аттестация
Формат – практическая работа