Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС
Функциональная грамотность – современный вызов для системы образования
Трактовка понятия «Грамотность». Функциональная грамотность. Понятия «компетенция» и «компетентность». Функциональная грамотность – компетентность – культура. Нормативные документы. Направления оценки качества образования. Особенности учебно-познавательных задач, направленных на формирование академической и функциональной грамотности. Направления функциональной грамотности. Проект в РФ по формированию функциональной грамотности школьников. 2021–2024 г.г.; Примерные рабочие программы курсов. Компоненты функциональной грамотности. Функциональная грамотность и ФГОС. Содержание и планируемые результаты учебного предмета и компоненты функциональной грамотности. Организационно-управленческие и педагогические условия формирования ФГ в ОО. Проектирование процесса формирования функциональной грамотности в предмете. Эффективные педагогические практики формирования функциональной грамотности.
Развитие читательской грамотности школьника: от теории к методическим приемам
График накопления технологических знаний К. Десмонда. Читательская грамотность. Читательская грамотность и меняющийся мир. Читательская грамотность – базовый навык ФГОС ООО. Требования к образовательным результатам. Читательские действия и читательские умения. Поиск информации. Извлечение информации. Толкование/интерпретация информации. Осмысление и оценка информации. Использование информации из текста. Свойства информации (критерии ее полезности). Уровни читательской грамотности. Методические приемы работы с текстами. Технология развития критического мышления (ТРКМЧП). Развитие читательской грамотности в школе. Работа с педагогами. Работа с родителями. Общешкольные мероприятия.
Финансовая грамотность, или Как научить ориентироваться в современном мире финансовых инструментов, продуктов и услуг
Статистические данные Центра исследований проблем реальной экономики (ЦИПРЭ) по финансовой грамотности. Финансовая грамотность. Финансовая грамотность в историческом контексте. Какой он – финансово грамотный человек? Финансовая грамотность в ФГОС: требования к структуре программы ООО, требования к личностным результатам и предметным результатам. Содержательные компоненты финансовой грамотности: когнитивный, операциональный, аксиологический. Трехмерная модель формирования и оценки ФГ. Примерные возрастные ориентиры ФГ. Уровни финансовой грамотности в исследовании PISA. Построение учебного процесса. Особенности заданий на формирование ФГ. Примеры заданий. Педагогический инструментарий. Модели деятельности ОО по формированию финансовой грамотности школьников. Финансовое образование. Проекты в системе образования РФ по финансовой грамотности населения. Онлайн ресурсы, образовательные платформы, полезные ссылки для организации процесса обучения основам финансовой грамотности.
Глобальные компетенции человека XXI века
Изменяющийся и взаимосвязанный мир эпохи глобализации. Глобальные проблемы человечества. Глобальная компетентность. Зачем ученику глобальные компетенции. Структура глобальной компетентности. Уровень овладения глобальной компетентностью. ФГОС ООО: требования к личностным и метапредметным результатам. Предметные результаты и глобальная компетентность. Парадокс глобальной компетентности. Направления формирования и оценки «глобальных компетенций». Условия целенаправленного формирования глобальных компетенций. Примеры упражнений и заданий.
Тест 1
Развитие креативного мышления обучающихся как компонента функциональной грамотности
О системе «4К» и Soft skills. Креативность (креативное мышление). Зачем оценивать креативное мышление? Как может проявляться креативность? Модель оценки креативного мышления (PISA). Тематическая модель креативного мышления (PISA). Этапы креативного мышления. Модель формирования креативного мышления в ОО. Учебная среда, способствующая развитию креативности. Развитие креативности в учебном проекте. Дивергентное и конвергентное мышление. Виды творчества. Методы креативного мышления. Мозговой штурм. Бионический метод. Метод эмпатий. Метод ассоциаций и аналогий. Методика SCAMPER. Метод морфологического анализа. Метод фокальных объектов. Виды заданий на креативность в учебном процессе. Остин Клеон «10 правил творчества». Тесты по оценке креативности.
Математическая грамотность, или Зачем нам математика
Зачем нам математика? Математическая грамотность. Результаты математической грамотности международного исследования PISA для России. Модель математической грамотности. PISA. Компоненты математической грамотности. Перечень математических тем. Примеры из Предметных рабочих программ. Уровни математической грамотности. Уровни математической грамотности (по PISA). Задания: общие подходы к разработке. Задание как инструмент. Примеры заданий. Трансформация текстовой задачи. Математическая и финансовая грамотность. Формирование математической грамотности. Что делать? Банк заданий по математической грамотности.
Особенности формирования естественнонаучной грамотности
Естественные науки. В чем ценность естественнонаучной грамотности? Естественнонаучная грамотность. Модель заданий по естественнонаучной грамотности (PISA). Содержательные области. Тип знания. О процедурном знании. Методы научного познания. Области компетенций. Организация наблюдения как метода научного познания. Организация опыта/эксперимента как метода научного познания. Как научить интерпретации данных. Работа с текстом. Контекст. Другие области науки. Уровни познавательных действий при выполнении заданий естественнонаучной грамотности (ЕНГ). Основное требование к заданиям по формированию/оцениванию ЕНГ. Комплексное задание «Выпечка хлеба». Примеры заданий и кейсов. Естественнонаучная грамотность и ФГОС основного общего образования.
Функциональная грамотность: от теории к практике
Проект в РФ по формированию функциональной грамотности школьников. 2021–2024 гг. Компоненты функциональной грамотности. Как встроить функциональную грамотность в образовательный процесс? Административная деятельность. Урочная деятельность. Внеурочная деятельность. Эффективные педагогические практики формирования функциональной грамотности. Построение учебного процесса. Дидактическое обеспечение уроков – разработка учебных заданий, направленных на формирование ФГ. Требования к формулировке и выполнению учебных заданий. Типы учебных заданий. Структура учебного задания. Принципы формирования функциональной грамотности. Об учебно-методическом обеспечении.