Top.Mail.Ru

Девиантное поведение подростков: причины, проявления, профилактика и коррекция

Этот курс доступен по подписке в проекте ШЦВ в зависимости от тарифа. Если Вы участник проекта, то необходимо авторизоваться.
Учебный план
1

Отклоняющееся, девиантное и делинквентное поведение подростков

Классификация девиаций поведения (по Ц.П. Короленко, Т.А. Донских). Внешне деструктивное, аддиктивное и антисоциальное поведение и его разновидности. Понятие делинквентного поведения. Активность поведения подростка и её локус. Недисциплинированность как характеристика, предшествующая девиации. Среда в учебном заведении: определение её свойств, благоприятствующих девиантным проявлениям.

Практическая часть: составление списка форм внешне деструктивного, аддиктивного и антисоциального поведения; классификация списка по виду отклоняющегося поведения.

2

Самодеструктивное поведение: основные виды, причины возникновения и методы профилактики

Самодеструктивное поведение. Рискованное поведение. Избегающее поведение, его дезадаптивность, избегающий тип личности и социальная тревожность. Антивитальная настроенность, психастения, нарушение пищевого поведения по типу анорексии, самоповреждающее и парасуицидальное поведение. Аномия, апатия и выученная беспомощность как общие радикалы избегания и антивитальной настроенности.

Практическая часть:  составление списка случаев подростковой девиации рискованного, избегающего, самоповреждающего поведения.

3

Риски и угрозы девиантного поведения для личности подростка, его окружения и общества

Угрозы, которые несет девиантное поведение личности подростка его окружению и обществу. Делинквентное поведение и риски, связанные с распространением и употреблением запрещенных веществ, насильственными и имущественными преступлениями. Избегающее, самоповреждающее и антивитальное поведение и риски для личности подростка. Распространение дезадаптивных моделей поведения как социальная угроза. Механизм распространения моделей поведения. Разъяснение подросткам статистики рисков как мера профилактики. Разъяснение подросткам негативных последствий принятия дезадаптированных личностей в качестве ролевых моделей. 

Практическая часть: составление списка оценками рисков и угроз, которые несет девиантное поведение подростка для его семьи; риски распространения данной модели поведения. Работа с кейсами: ролевые модели поведения подростков (Курт Кобэйн, Мэрилин Мэнсон). Работа с кейсами: механизмы формирования адаптивных и дезадаптивных поведенческих моделей.

4

Кризис подросткового возраста и отклоняющееся поведение: методы профилактики

Период и специфика подросткового возраста. Кризис сепарации от родителей и вызванный им семейный кризис. Предпубертатные и пубертатные изменения поведения, их биологические и социальные причины. Связь пубертата и отклоняющегося поведения с точки зрения социобиологии и эволюционной психологии. Социобиологический взгляд на девиации территориального поведения: уход из дома, бродяжничество, раздел территории молодежными группами. Практическая часть: разбор кейсов; анализ особенностей семейного окружения и изменения детско-родительских отношений с подростками. 

5

Подростковые группы и групповое поведение. Групповое девиантное/делинквентное поведение

Группа подростков и лидерство в ней. Феномен подростковых субкультур. Сетевые сообщества. Социальная микросреда и поведение подростков. Информационная среда и уровень социальных притязаний подростка. Реакция индивида и группы подростков на несоответствие воспринимаемых возможностей уровню притязаний. Статусно-знаковое и демонстративное потребление. Профилактика уязвимости от маркетинговой манипуляции завышенного уровня потребительских притязаний. 

Практическая часть: анализ фрагмента документального фильма «Девиантное поведение», выявление мотивов и причин поведения участников группы «Зачем». Работа с кейсами: про-социальные, нейтральные и антисоциальные молодежные субкультуры.

6

Профилактика девиантного поведения подростков: социальная, психологическая, педагогическая

Профилактика девиантного поведения подростков: социальная, психологическая, педагогическая. Зоны ответственности семьи, общеобразовательной школы, социальных служб, системы здравоохранения и правоприменительной системы. Методы и меры психологической диагностики и интервенции. Групповая терапия и тренинги социализации. Мировой опыт социализации трудных подростков. 

Практическая часть: разработка профилактических мероприятий, направленных на предупреждение дезадаптивных моделей поведения подростков. 

 

Онлайн-тестирование