Одарённый ребёнок в школе: воспитание талантов
Понятия «одаренность» и «одаренный ребенок». Признаки и виды детской одаренности
Определения одаренности, применяемые в практической педагогике. Разнообразие талантов и соответствующих им критериев одаренности. Распространенность одаренности среди детей, разнообразие научных мнений на этот счет. Генетические факторы одаренности. Степени одаренности: талант и гениальность. Признаки одаренности.
Практическая часть: работа с профессиональными кейсами.
Особенности личности одаренного ребенка
Общие когнитивные стратегии и особенности одаренных детей. Мотивационная сфера одаренного ребенка. Самооценка, локус контроля, индивидуальный стиль деятельности, автономность и неконформность талантливых детей. Гармоничный и дисгармоничный тип одаренности. Стигма одностороннего развития. Талант и болезни.
Практическая часть: работа с профессиональными кейсами.
Одаренный ребенок в социальной среде
Роль семьи и семейной среды в развитии одаренности. Отличия одаренности и обученности. Одаренный ребенок – нестандартный ребенок среди сверстников и в школе. Среда, способствующая и препятствующая проявлению таланта.
Практическая часть: работа с профессиональными кейсами.
Современные подходы к выявлению одаренных детей
Талант себя проявит сам? Актуальная и потенциальная одаренность. Общественные институты выявления талантов: секции и кружки, специализированные летние и зимние детские лагеря. Опыт коммерческих организаций и некоммерческих фондов в области отбора и развития талантов. Психодиагностика одаренности или ее психологический мониторинг.
Практическая часть: работа с профессиональными кейсами.
Направления работы с одаренными детьми в сфере образования
Государственные программы и рабочая концепция программы «Одаренный ребенок». Индивидуализация и дифференциация обучения. Принципы ускорения, углубления, обогащения и проблематизации, чередования и кластеризации. Олимпиадное движение, университетские школы, лагеря и слеты будущих абитуриентов. Работа учреждений дополнительного образования. Система специализированных школ и гимназий. Социальные лифты для одаренных детей. Жизненная траектория одаренных детей.
Практическая часть: работа с профессиональными кейсами.
Педагогические компетенции и личные особенности педагога, необходимые для работы с одаренными детьми
Феномен профессионального призвания педагога. Увлеченность и вовлеченность педагога. Педагогика одаренности. Педагогическая гибкость. Тренинг и консультация как формы обучения. Педагог как тренер. Непрофессиональные педагоги (университетские преподаватели) и школьники: возможность прикоснуться к профессии.
Практическая часть: работа с профессиональными кейсами.