Компетентностный подход на уроках биологии как основа реализации требований ФГОС ООО и СОО
Формирование самостоятельности на уроках биологии
Вступление, значение темы, место самостоятельности обучающихся. Роль отметок в дедлайнах. Место тестов и репродуктивных форм. Уходим от готовых домашних заданий. Нетекстовые методы. Записывание по памяти того, что было на доске. Домашние задания (на примере 6 класса). Творческие конспекты. Чтение и пересказ. Записываем и формулируем умные мысли в конце урока, разделов и четвертей.
Обучение биологической речи
Феномен биологической речи. Какая бывает речь. Уровни речи. Развиваем речь: «передаем микрофон». Использование биологического «Терминологического словаря». Мозговой штурм: ищем слова. Составление предложений из слов. Создаем условия для диспутов (на примере дискусии «Зачем нужны почки?»)
Повышение мотивации обучающихся к изучению анатомии
Актуальность анатомии для подростков. Составление схем, логических и функциональных связей. Чего не хватает школьным учебникам анатомии? Осмысление, связи, книжный язык, мотивация. Кожа и волосы. Кости: структура тела, особенности костей, рычагов. Мышцы: типы движений, сила у человека, особенности движений разных отделов. Особенности зубной системы в функциональном, историческом, эволюционном ключе. Дыхание и голос. Работа нефрона и значение почек. Развитие нервной системы.
Установление логических связей при изучении зоологии позвоночных и составление карты
Проблемы преподавания зоологии позвоночных. Значение визуальных карт в ботаники и зоологии. Рисуем карту беспозвоночных. Как работают логические связи в преподавании биологии. Анализ вариантов учебников. Как работают связи осей (строение, образ жизни, история, успехи и неуспехи группы).
Как преподавать теорию эволюции: соотношение дарвинизма и недарвинизма в XXI веке
Дарвинизм и картина мира. Ламаркизм – «глупость» или нет? Центральная схема Ч. Дарвина. История дарвинизма (схема), место витализма, ламаркизма и т.д. Логические проблемы в преподавании дарвинизма. Законы формы и дарвинизм. Как преподавать теорию эволюции в XXI в.
Повышение мотивации обучающихся к изучению общей биологии
Зачем изучать биологию: биология как современнейшая наука? Границы науки (мифы и наука, доказательство, научное/ненаучное). Генетика и человеческая свобода. Происхождение жизни. Роль биологии в философии и этике. Нервная система и иерархия поведения. Интеллект. Инстинкт и интеллект у человека и обезьян. Ходульные взгляды на эволюцию.