Практика саногенного (оздоравливающего) мышления в психологическом консультировании
Введение в теорию саногенного мышления.
Общее представление о саногенном мышлении. Саногенное и патогенное мышление – в чем разница? Когнитивно-эмотивная терапия, рационально-эмотивная терапия и позитивная терапия – сравнительный анализ, примеры из практики для сравнения. Принципы технологии саногенного мышления. Роль когнитивно-эмотивной терапии как наиболее эффективной и кратковременной технологии успешной деятельности психолога. Разбор случаев из практики участников.
Диагностика защитных форм рефлексии личности.
Характеристика основных защитных форм рефлексии личности. Диагностика защитных форм рефлексии личности «Когнитивно-эмотивный тест» (Ю.М. Орлов, С.Н. Морозюк). Обсуждение и анализ полученных результатов. Возможность использования в практике психологического консультирования.
Психотерапевтические техники работы с обидой.
Понятие «обида» с точки зрения технологии саногенного мышления. Функции обиды. Механизм возникновения обиды.Техники работы с обидой.
Практическая часть: упражнения, направленные на работу с трансформацией эмоций, угашение отрицательных эмоций: «Сказка от лица», «Бабочка», «Мандала эмоций». Обучение работе с дневником «10 шагов исцеления от обиды». Разбор случаев из практики участников.
Психотерапевтические техники работы с чувством вины
Понятие «вина» с точки зрения технологии саногенного мышления. Функции вины. Механизм возникновения вины. Связь обиды и вины. Три элемента запуска чувства вины по Ю. М. Орлову. Принципы и приемы работы с виной.Техники работы с чувством вины.
Практическая часть: упражнения, направленные на работу связанную с ожиданиями других людей: «Карандаши», «Мухобойка», «Разведчики». Разбор случаев из практики участников.
Психотерапевтические техники работы с чувством стыда и зависти.
Понятие «стыд» с точки зрения технологии саногенного мышления. Функции стыда. Механизм возникновения стыда. Связь стыда и Я-концепции. Стыд как созидающее начало в формировании и развитии личности, так и разрушающее начало. Приемы работы с чувством стыда. Техники работы с чувством стыда и зависти.
Практическая часть: упражнения, направленные на работу с трансформацией эмоций: «Сказка от лица», нейрографика, работа с дневником. Разбор случаев из практики участников.
Формирование умений и навыков конструктивной регуляции эмоциональных состояний.
Развитие эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости личности. Технология саногенного мышления (СГМ) и саногенной рефлексии (СГР) как средство управления эмоциями путем осознания имеющихся умственных автоматизмов. Обучение технологии саногенного мышления.
Практическая часть: авторская игра «Мое послание миру» (работа с метафорами), авторская игра «Я и моя цель» (расстановки). Разбор случаев из практики участников.