Межкультурное общение
Межкультурная компетентность
Понимание культурной инаковости. Изучение культуры как основа развития межкультурной компетентности. Опасность этноцентризма. Главная задача межкультурного обучения. Правила компетентного межкультурного общения и их внедрение в систему уроков.
Национальный характер как базовая категория культуры
Особенности этнонимов в немецком языке. Фразеологизмы, устоявшиеся выражения и пословицы, отражающие русское и немецкое бытие.
Ключевые категории культуры и их влияние на межкультурную коммуникацию: восприятие (различение), время, пространство, мышление, язык, невербальная коммуникация, отношения, ценности
Система упражнений, направленная на снижение этноцентризма.
Динамика восприятия немцев в России и русских в Германии
Историческое развитие России и Германии в сравнении. Автостереотипы немцев. Типичные черты характера немцев с точки зрения русских. Стереотипные представления о русских за рубежом. Система упражнений. Тексты.
Тест 1
Русское и немецкое коммуникативное поведение в сравнении
Формы проявления национальной специфики коммуникативного поведения. Жесты, принятые в русском коммуникативном поведении, и отсутствующие в немецком невербальном общении. Материалы к уроку.
Вербальная коммуникация, нормы и правила общения, обусловленные русской и немецкой культурами
Различия в речевом этикете и поведении. Анализ текстовых фрагментов, содержащих обращение.
Компоненты межкультурного воспитания и обучения
Изучение культуры: от осознания собственных культурных стандартов к знакомству с иными национальными культурами. Опыт преодоления культурных различий. Культура 1 и культура 2 по Хофстеде. Упражнения на развитие восприимчивости к явлениям иной культуры. Ролевые игры.
Компетенции и правила конструктивного разрешения конфликтов
Стратегии разрешения конфликтов в разных национальных культурах: соревнование, сотрудничество, уход от конфликта, уступчивость, компромисс. Анализ межкультурных ситуаций.