Физические задачи в российской учебной литературе. Становление задачного метода обучения
Классические методы обучения и требования дидактики
Зарождение обучения физике в России. Преобладание словесных методов при практическом отсутствии методов, специфичных для XVIII–нач. XIX вв., в том числе методов решения задач. Обзор методов обучения в рамках дидактики во второй половине XIX в. и их влияние на построение уроков физики. «Научный» метод обучения, определявший на рубеже XIX и ХХ вв. как содержание физических задач, так и, в целом, развитие методов обучения физике.
Типы физических задач. Числовые примеры
В разделе показано, что, хотя единичные задачи и присутствуют в учебниках физики XVIII–XIX вв., сам метод обучения формируется с 1860-х гг. Кратко проанализирована типология задач, выделены основные типы задач. Содержание понятия задача; эволюция расчетной задачи из числового примера. Понятие контекста числового примера (задачи) и обучающей последовательности примеров и задач.
Расчетные задачи. Становление задачного метода обучения
Цели обучения решению задач в рамках классической методики физики, их актуальность для современного преподавания. Формирование расчетной задачи и обучающей последовательности задач. Арифметический и алгебраический методы решения физических задач, приемы каждого метода, которые могут быть использованы при формировании «умения решать задачи».
Качественные задачи
Типология и источники качественных задач и вопросов. Методические приемы, цели и задачи метода обучения путем решения качественных задач. Обучающие последовательности задач от вопросов после параграфа в учебнике до сборников качественных задач и вопросов разного уровня сложности. Проведено сравнение разных типов качественных задач при обучении физике.