Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
Программа Б.М. Неменского “Изобразительное искусство”.
Цели, задачи, принципы, структура и содержание программы. Связь общедидактических принципов и методов с принципами и методами художественной педагогики. Формы обучения искусству. Практикум: уроки.
Структурные принципы построения содержания программы.
Принцип создания атмосферы увлеченности искусством. Принцип выделения трех видов художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной). Сравнение поэлементного и блоково-тематического принципов построения программ. Практикум: дидактические игры.
Методические принципы построения содержания программы.
Принципы: установления и реализации связей искусства с жизнью человека, целостности и неспешности эмоционального освоения, опоры на апогей явлений в искусстве, единства восприятия и созидания. Значение принципов в практических вопросах планирования уроков изобразительного искусства. Практикум: уроки.
Тест 1
Особенности обучения языку искусства.
Система изобразительно-выразительных средств (линия, пятно, форма и т.д.). Единство художественного образа и языка искусства. Приемы обучения: учебно-ознакомительные упражнения, тренировка умений, рассказ, беседа, игра. Практикум: уроки.
Современный урок в художественной системе Б.М. Неменского.
Типы уроков: проблемный урок, урок-восхождение, урок-образ, урок-вернисаж, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-праздник искусств. Алгоритм системного анализа урока. Практикум: уроки.
Взаимосвязь учебной программы с системой дополнительного образования.
Дополнительное образование как часть системы непрерывного художественного образования. Цели, задачи и формы приобщения детей к искусству. Способы активизации творческих знаний учащихся. Практикум: коллективные работы.
Педагогическое мастерство и специфика деятельности учителя искусства.
Профессиональные требования к учителю искусства. Основные составляющие педагогической техники. Стили деятельности учителя. Практикум: уроки.
Воспитание личности ребенка в художественной системе Б.М. Неменского.
Формирование средствами искусства эстетической позиции в любой сфере жизни (быту, труде, спорте). Принцип “От родного порога в мир общечеловеческой культуры”. Цели, задачи, подходы к воспитанию толерантности на уроках изобразительного искусства. Практикум: уроки.