Игровые способы профилактики и коррекции поведенческих нарушений детей дошкольного возраста
Поведенческие проблемы в обучении: рекомендации по профилактике и коррекции
Факторы влияющие на особенности поведения. Развитие психических процессов. Влияние уровня развития познавательных процессов на обучение. Нарушение познавательной активности и инициативы. Развитие эмоциональной и волевой сферы. Игры на формирование концентрации и устойчивости внимания. Игры на формирование пространственного восприятия. Игровые приемы развития памяти. Игры для тренировки ориентирования в пространстве. Примеры игр. Варежка «Автобус». Игровой бланк «Футбольная команда». Игровой комплекс «Кошачьи истории». Алгоритм разработки коррекционно-развивающих занятий с использованием игр и игровых упражнений, направленные на формирование концентрации и устойчивости внимания.
Игровые приемы профилактики и коррекции детской тревожности
Причины возникновения детской тревожности. Игры и упражнения для коррекции тревожности дошкольников. Подвижные игры, направленные на сближение со сверстниками и уменьшение страха тактильного контакта. Игры на поддержание самооценки. Игра «Вот здорово!». Игра «Орденская лента». Страх и тревога. Факторы возникновения страхов. Игра «Снуп». Примеры игр, предложенные А.И. Захаровым. Алгоритм разработки коррекционно-развивающих занятий с использованием игр и игровых упражнений, направленные на коррекцию тревожности и страхов детей дошкольного возраста.
Игровые приемы профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Причины агрессивного поведения детей. Семейные факторы, влияющие на формирование агрессивных тенденций. Конструктивные и деструктивные формы проявления агрессии в детском возрасте. Правила общения с агрессивным ребенком. Основные способы выражения гнева (по В.Н. Квинн). Формирование чувствительности к соблюдению дистанции в общении со сверстниками. Игры на формирование телесных ощущений во взаимодействии с партнером. Игры-дразнилки. Игровые упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Игры для снижения сильного мышечного напряжения. Игра «Попугай Эйты». Алгоритм разработки коррекционно-развивающих занятий с использованием игр и игровых упражнений, направленные на коррекцию агрессивности детей дошкольного возраста.
Игровые способы регуляции двигательного возбуждения (гиперактивности) детей
Признаки гиперактивного поведения детей. Особенности психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Адаптированный опросник «SNAP-IV». Ошибки родителей при воспитании гиперактивного ребенка. Основные направления работы. Формирование навыков самоконтроля, через регуляцию собственных действий и использование речевой инструкции. Игры, развивающие волевую регуляцию. Игра «Морское путешествие». Регуляция уровня возбуждения детей в игровых ситуациях. Коммуникативный тренинг. Игровой самомассаж. Дыхательные упражнения. Алгоритм разработки коррекционно-развивающих занятий с использованием игр и игровых упражнений, направленные на коррекцию гиперактивности детей дошкольного возраста.
Игровые способы взаимодействия в работе с медлительными детьми
Особенности нервной системы медлительных детей. Причины медлительности. Основные правила работы с медлительным ребенком. Упражнения со сменой скорости движения. Игровые упражнения, развивающие быстроту реакции. Игры на развитие моторики. Игра «Корона». Игра «Мышиные истории». Ролевое включение медлительного ребенка в игровое взаимодействие. Основные правила работы с медлительным ребенком. Алгоритм разработки коррекционно-развивающих занятий с использованием игр и игровых упражнений, направленные на коррекцию медлительности детей дошкольного возраста.
Игровые способы гармонизации детско-родительских отношений
Позиции родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребенка (П.Ф. Лесгафт). Критерии родительского отношения. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин). Организация детско-родительской игровой группы. Подбор упражнений для установления игрового контакта. Игры приветствия. «Рисунок на спине». Игры знакомства с особенностями друг друга. Игра «Дом». Игры в детско-родительских парах. Игра «Солнышко». Сложности включения родителей в групповой процесс занятий. Играем за столом. Совместное творчество. Алгоритм создания проекта мероприятия просветительской направленности для родителей, направленный на гармонизацию детско-родительских отношений.