Формирование читательской грамотности: организация работы с текстами на уроках русского языка и литературы
Работа с составными текстами на уроках русского языка
Читательская грамотность. Виды текстов. Примеры заданий. Варианты заданий для уроков русского языка. Работа с теоретическим материалом. Работа с частями речи. Работа со стилями речи. Грамматический анализ. Понимание и анализ текста.
Работа с художественной деталью на уроках литературы
Анализ некоторых сцен романа «Отцы и дети» через обращение к символическим деталям. Финальный эпизод романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Краткие выводы. Краткие выводы по «живым» деталям.
Как анализировать рассказ на примере произведения А.П. Чехова «Крыжовник»
Анализ развития действия. Обозначение ключевых моментов рассказа. Композиция. Итоги работы. Маркеры смены композиционного плана. Проблемный анализ. Примеры вопросов для обсуждения. Краткие выводы. Ключевые моменты для анализа. Опыт интертекстуального анализа.
Какими могут быть задания по читательской грамотности
Коммуникативные ситуации чтения. Читательские умения. Задания на формирование умений поиска и извлечения информации. Задания на формирование умений интеграции и интерпретации. Задания на формирование умений осмысления и оценки.
Такие разные типы речи
Стили и типы речи. Описание. Описание с другими типами речи. Повествование. Грамматические различия повествования и описания. Рассуждение. Типы рассуждения. Рассуждение в разных стилях.
Организация работы с «незнакомым» текстом на уроках литературы
Знакомый «незнакомый» текст. Приёмы работы с текстом. Анализ структурных элементов. Анализ рисунков и графического оформления текста в целом. Знакомство со структурой текста. Аннотации к текстам. Первичное (ознакомительное) чтение. Прогнозирование содержания и смысла последующих частей текста. Составление вопросов проблемного характера. Работа с биографией.