Рейтинг@Mail.ru

Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5–6-х классов

5,0 85
1671 ₽
Автор курса
Рослова Лариса Олеговна

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, главный редактор журнала «Математика». Член авторского коллектива учебного комплекта «Математика, 5–6» под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина, занимается разработкой геометрической составляющей курса. Входит в состав группы по разработке стандартов по математике, один из авторов экзамена для девятиклассников по алгебре в новой форме.

Если Вы участник проекта «Школа цифрового века», пожалуйста, авторизуйтесь. Участником проекта может стать каждая школа и каждый учитель. Правила участия.
Описание
Учебный план
Обучение Обратная связь

Учебный план

1
Проблема пропедевтики изучения геометрии и анализ путей ее решения в прошлом и настоящем

У истоков начальной геометрии. Два полушария, две геометрии. Геометрия в традиционных учебниках для 5–6-х классов. От пропедевтики к наглядной геометрии. Основные идеи курса наглядной геометрии П.А. Карасева. Наглядная геометрия как часть современной системы обучения математике. Наглядная  геометрия И.Ф. Шарыгина. Методический практикум.

2
Особенности психического развития детей 10–12 лет в связи с обучением геометрии

Общие закономерности развития мышления. Уровни развития геометрического мышления. Интеллектуализация  процессов восприятияи восприимчивость к усвоению проективных отношений. Становление личности школьника. Психологические особенности детей младшего подросткового возраста и их учет при обучении геометрии. Методический практикум.

3
Содержание курса наглядной геометрии и основа методики его изучения

Требования к отбору содержания. Примерная программа. Программа  геометрического фрагмента курса математики 5–6-х классов, представленного в учебниках под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина. Основные принципы методики изучения курса наглядной геометрии. Методический практикум.

4
Геометрическая деятельность: учим наблюдать и развиваем пронст­ранственное воображение

Наблюдение. Содержание учебных задач: создание мысленного образа геометрического объекта; распознавание заданных конфигураций или фигур; сравнение непосредственно воспринимаемых объектов или групп объектов. Приемы, помогающие восприятию: предметное моделирование конфигурации; выделение элементов конфигурации цветом. Воображение: создание мысленного образа геометрического объекта по его описанию; создание мысленного объемного образа объекта на основе рисунка пространственного тела или проекционного чертежа; мысленное оперирование образом. Приемы, помогающие воображению: использование предметной модели, раскрашивание. Методический практикум.

Тест № 1
5
Геометрическая деятельность: обучаем графическим действиям, навыкам конструирования, формируем метрические представления

Графические действия. Задачи на выполнение схематического рисунка, изображения фигуры от руки; построение с помощью инструментов фигуры или конфигурации по заданному алгоритму; воспроизведение заданного изображения; построение с помощью инструментов изображения по описанию. Конструирование как создание предметных моделей геометрических объектов. Задачи на пространственное моделирование; на построение фигуры с помощью перегибания листа бумаги; на разрезание и складывание. Действия измерения. Операции по измерению геометрических величин и усвоению эталонов длины, площади, объема и градусной меры угла. Упражнения, требующие выполнения измерений с помощью инструментов; выбора и преобразования единиц измерения; измерения величины на глаз; сопоставления величин непосредственно воспринимаемых объектов; выполнения вычислений геометрических величин. Методический практикум.

6
Методика организации геометрической деятельности учащихся на примере формирования представлений о симметрии

Представление  о симметрии в окружающем мире. Основные виды симметрии на плоскости и в пространстве. Формирование представления об осевой симметрии. Примеры упражнений. Формирование представления о центральной симметрии. Обобщение представлений о симметрии на плоскости. Зеркальная симметрия. Формирование представлений о параллелограмме. Изображение симметричных  фигур. Представления  об известных фигурах. Свойства фигур,  связанные с симметрией. Возможности использования симметрии для геометрических построений (на примере учебного  комплекта «Математика, 6» под ред. Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина (издательство «Просвещение», учебник и рабочая тетрадь).

7
Приоритетные формы организации учебной работы и формы контроля учебных достижений

Формы организации учебной работы. Практические работы 5 класс.  Практическая работа № 1 «Окружность». Практическая работа № 2 «Ломаная». Практическая работа № 3 «Углы». Практическая работа № 4 «Прямоугольники». Практическая работа № 5 «Треугольники».  Практическая работа № 6 «Площади». Практическая работа № 7 «Многогранники». Практическая работа № 8 «Прямоугольный параллелепипед». Практические работы 6 класс.  Практическая работа № 1 «Пересекающиеся прямые». Практическая работа № 2 «Параллельные прямые». Практическая работа № 3 «Расстояние». Практическая работа № 4 «Окружности». Практическая работа № 5 «Осевая симметрия». Практическая работа № 6 «Треугольник». Практическая работа № 7 «Параллелограмм». Практическая работа № 8 «Призма». Устные упражнения на развитие воображения. Исследования и эксперименты Задания прикладного характера. Темы проектных работ. Контроль учебных достижений.

8
Компьютерные технологии при изучении наглядной геометрии

Что дает использование ИКТ? Основные  дидактические функции электронных изданий. Мультимедийный конструктор. Особенности структурирования учебного материала. Примеры конструкторов и отдельных заданий. Фрагменты уроков. Развитие познавательных процессов и компьютерные технологии.

Тест № 2